От Георгий Ответить на сообщение
К объект 925 Ответить по почте
Дата 09.09.2009 16:01:44 Найти в дереве
Рубрики WWII; Современность; Версия для печати

вот тут есть ссылка

http://www.law.edu.ru/doc/document.asp?docID=1214848

<...>
Таким нормативным актом нового государства стал Кодекс законов РСФСР об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве, принятый 16 сентября 1918 года ВЦИК[14]. Это был первый кодифицированный закон в истории молодого государства. Значение Кодекса заключалось в том, что он устанавливал (ст. 52), что только гражданский брак, зарегистрированный в отделе загса, порождает права и обязанности супругов. Брачный возраст был установлен для мужчины 18 лет, для женщины 16 лет. Признание брака недействительным производилось только в судебном порядке. Супруги были полностью уравнены в имущественных правах. Супруги имели право на взаимное содержание (ст.63). Процедура развода более упростилась. Как и прежде, при взаимном согласии супругов, развод производился в учреждении загса. Дело о расторжении брака по заявлению одного из супругов рассматривалось в местном суде, как бесспорное, единолично судьей. В случае неявки супругов дело рассматривалось заочно. Перемена места жительства мужа не влекла обязанности жены следовать за ним.
Кодекс (ст. 133) подтвердил равенство прав законных и незаконнорожденных детей в отношении родителей и их родственников, положительно решен вопрос об установлении (отыскании) отцовства. Относительно усыновления Кодекс указывал, что усыновление произведенное после издания Кодекса, не влечет юридических последствий, т.е. оно было отменено. Кодекс 1918 года впервые после Октябрьской революции урегулировал вопросы опеки, определил принципы и конкретные формы опеки. Переход РСФСР к мирному времени и к новой экономической политике вызвал необходимость принятия нового семейного кодифицированного закона. Изменения, происшедшие в обществе, следовало закрепить законодательно. Эти изменения получили отражение в нормах Кодекса законов о браке, семье и опеке РСФСР, принятого 19 ноября 1926 года и введенного в действие с 1 января 1927 года[15].
Кодекс был принят после длительных дискуссий в средствах массовой информации и в юридической печати, с учетом опыта юридической практики. Новшеством Кодекса явилось признание наряду с зарегистрированным браком юридического значения фактического брака. Правовое значение зарегистрированного брака было ограничено лишь тем, что он (ст. 2) являлся "бесспорным доказательством наличия брака". Лица, состоявшие в фактических брачных отношениях, были уравнены с зарегистрированными супругами в праве на совместное имущество (ст. 11) и на получение алиментов (ст. 16). Был повышен брачный возраст женщины до 18 лет. Если ст. 105 Кодекса 1918 г. гласила, что "брак не создает общности имущества супругов", то ст. 10 КЗОБСО установила, что "имущество, принадлежавшее супругам до вступления в брак, остается их раздельным имуществом; имущество, нажитое супругами в течение брака, считается общим имуществом супругов". Алиментирование супруга было ограничено сроком на один год после прекращения брака. Кодекс отменил судебный порядок развода, установив для всех случаев регистрационный способ развода в органах загса.
Кодекс 1929 года восстановил институт усыновления, поручив его органам опеки и попечительства. Запись об отце ребенка, родившегося вне брака, производилась по заявлению матери. Лицо, записанное в качестве отца, имело право в суде оспаривать свое отцовство. Таким образом, КЗОБСО РСФСР 1929 г. стал законом, защищающим права женщин и несовершеннолетних детей. Поскольку с 1922 года РСФСР функционировала в качестве союзной республики в составе СССР КЗОБСО 1929 года стал образцом для обновления семейного законодательства других союзных республик, которые (УССР - 1926 г.; БССР, Арм.ССР-1927 г.; Азерб.ССР - 1928 г. и др.) приняли свои кодексы.
До 1936 года вопросы брака и семьи регулировались исключительно только нормативными актами союзных республик. Однако с 1936 года активизировалась нормотворческая деятельность общесоюзных законодательных органов. Так, 27 июня 1936 года было принято Постановление ЦИК и СНК СССР "О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, расширении сети родильных домов, детских яслей и детских садов, усилении уголовного наказания за неплатеж алиментов и некоторых изменениях в законодательстве о разводах"[16]. Этим Постановлением было введено взыскание алиментов на содержание несовершеннолетних детей в долевом отношении к заработку ответчика, которое действует и в настоящее время. Источником семейного права стал также Указ Президиума Верховного Совета СССР от 8 сентября 1943 года "Об усыновлении"[17].
8 июля 1944 года был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР "Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания "Мать-героиня" и учреждении ордена "Материнская слава" и медали "Медаль материнства"[18]. Указ внес существенные изменения в семейное законодательство. Он придал правовое значение только зарегистрированному браку, ввел запреты установления отцовства в отношении детей, родившихся вне брака. Правда, Указом от 14 марта 1945 года "О порядке применения Указа от 8 июля 1944 года" было разрешено признание отцом внебрачного ребенка в случае вступления в брак с его матерью"[19].
Кроме того, были ужесточены основания и порядок расторжения брака. Если до принятия Указа роль государства при разводе ограничивалась регистрацией развода, то после принятия Указа не супруги, а только суд решает вопрос о разводе, который дважды устанавливает необходимость расторгнуть брак. Первоначально истец обращается с заявлением о расторжении брака в народный суд, затем об этом в местной газете опубликовывалось объявление. Суд принимал меры к примирению супругов. В случае не достижения примирения супругов истец обращался с заявлением о расторжении брака в вышестоящий суд, в котором разрешалось дело по существу. Значение Указа от 8 июля 1944 года в юридической литературе оценивается по-разному. По мнению М.В. Антокольской, Указ от 8 июля 1944 года отбросил отечественное семейное право на столетие назад[20], с чем нельзя полностью согласиться. Имеются противоположные точки зрения. Согласно точке зрения Г.М. Свердлова, такие резкие перемены в законодательстве были обусловлены необходимостью укрепления семьи, усиления воздействия государства на материальное обеспечение матери, детей, родившихся вне брака[21].
С нашей точки зрения, в Указе от 8 июля 1944 года имеются как положительные, так и отрицательные моменты. В качестве положительных следует отметить: установление обязательности государственной регистрации брака, судебного порядка расторжения брака с выявлением причин, побудивших обратиться с заявлением о разводе, усиление материальной помощи матери, воспитывающей ребенка. С другой стороны, отмену установления отцовства, усложнение бракоразводного процесса путем установления двухстадийного порядка рассмотрения дела с публикацией в местной газете об этом объявления за счет заявителя и с уплатой государственной пошлины в значительном размере[22], безусловно, нельзя рассматривать как факторы, отвечающие интересам детей, супругов и родителей.
<...>