От sss Ответить на сообщение
К Пехота
Дата 02.10.2009 20:37:11 Найти в дереве
Рубрики Флот; Версия для печати

Что ж, попробуем обосновать (+)

>Салам алейкум, аксакалы!

>>Без Великобритании построили бы какой-нибудь другой флот :) но все равно построили бы, ИМХО.

>>Облик японского флота был бы, видимо, иной, но свои ближайшие задачи - вынос китайцев в 1894-95 и победа в РЯВ - он скорее всего выполнил бы.

>А не могли бы Вы как-то обосновать Ваше высказывание?

Да.
Сама необходимость создания флота представлялась японцам после 1853 года столь очевидной, что о флоте "европейского" типа вопрос встал еще до революции Мэйдзи, причем с ориентацией не на англов.

Немного копипасты из статьи 1904 года "Рождение японского флота" из английского журнала "United Service Magazine":

Намерение создать флот европейского образца было высказано входившими в состав правительства сегуна дальновидными политиками после визита эскадры коммодора Перри в 1853 г. Они осознали, что если их страна намерена противостоять требованиями западных держав, то ее армия и флот должны быть организованы и обучены по европейскому образцу. В Нагасаки было образовано военно-морское училище с голландскими инструкторами; офицеры и матросы нового флота были посланы для обучения в Соединенные Штаты и Европу (но, в основном, в то время японцы обучались в Голландии). Для создания ядра нового флота были куплены или заказы новые корабли, в Нагасаки началось строительство верфи и ко времени прибытия лорда Эльджина был достигнут значительный прогресс в организации механических и литейных мастерских
Миссия Эльджина - это 1858 год. Итак отметим: на этот момент уже ведутся работы по созданию какой-никакой базы для судостроения, создано училище для морских офицеров с инструкторами-голландцами, а другие офицеры посланы учиться в США.

Невозможно выяснить, когда Япония приобрела первые боевые паровые корабли, но Олифант упоминает об одном в Нагасаки, и еще один-два стояли на якоре близ столицы, когда “Furious” с лордом Эльджином на борту прибыл туда; еще ранее выяснилось, что в распоряжении японцев есть значительное число офицеров и матросов, хорошо обученных для службы на паровых кораблях. Стал создаваться и торговый флот, поскольку тот же самый автор отмечает прибытие в Нагасаки первого парохода, из числа тех, которые должны были курсировать между Нагасаки и Иедо. Команда парохода состояла исключительно из японцев. Было также построено и куплено несколько парусных военных кораблей, один из которых, во время прибытия лорда Эльджина, нес флаг командующего императорским флотом, который позже был назначен одним из членов делегации на переговорах с английским посланником и «оказался очень знающим человеком». Господин Фред Джейн в своей недавно опубликованной истории японского флота [1] дает очень мало сведений о первых кораблях нового флота и не упоминает о трех самых важных, а именно – 44-пушечнам паровом фрегате “Kaiyo”, 16-пушечном колесном фрегате “Kaiten” и паровой яхте “Emperor”, которая была подарена сегуну королевой Викторией. Яхта, переименованная японцами в “Hanryo”, была превосходным судном водоизмещением около 700 тонн, развивавшим скорость около 11 узлов; ее привел из Англии экипаж, состоящий из офицеров и матросов королевского флота, а формальная передача ее японским представителям была проведена лордом Эльджином 26 августа 1858 г. в день подписания соглашения и сопровождалась пышной церемонией. Олифант пишет, что когда английский флаг был спущен, а японский поднят на яхте, с фортов был дан салют в 21 залп, на который ответила английская эскадра. «Яхта затем встала якорь с японским капитаном на мостике, японскими матросами на палубе и японскими механиками в машинном отделении. Несмотря на горизонтальные цилиндры и другие последние новшества, которыми были оснащены ее машины, экипаж был хорошо обучен и уверен в своих силах, и яхта гордо обошла вокруг флота и вернулась на свою стоянку без происшествий».

Вот покупаются первые британские корабли. (да, представительскую яхту хитрые бритты таки подарили). Но в то же самое время покупаются корабли в других странах - т.е. развитие идет не по британской указке, а просто идет нормальный процесс поиска наилучшего пути во флотостроительстве.

1 января 1868 г. в присутствии большой эскадры, состоящей из английских, французских и американских военных кораблей, порты Кобэ и Осака были открыты для внешней торговли. События между тем развивались стремительно и спустя несколько дней началась война между сегуном и конфедерацией южных даймё.

Интересно отметить, как показателем того, насколько далеко японцы продвинулись вперед даже в это время, был тот факт, что из всех пятнадцати иностранных кораблей на рейде Кобэ только на одном, “Rodney”- флагманском корабле сэра Х. Коппела, недавно прибывшем из Англии, имелись казнозарядные ружья, тогда как японские войска, маршировавшие через город, были полностью вооружены винтовками системы Снайдера. На церемонии, состоявшейся 1 января, Императорский флот был представлен 44-пушечным фрегатом “Kaiyo” под флагом адмирала Эномото [2]. Фрегат представлял из себя прекрасный корабль водоизмещением около 2000 т. и паровой машиной в 400 л.с. Он был построен в Додрехте (Голландия), откуда и прибыл два года назад. Контр-адмирал Эномото, его офицеры и многие матросы прошли обучение в Голландии, и на корабле поддерживался идеальный порядок, матросы были опрятными и бодрыми, а форма офицеров и матросов была почти как в нашем флоте. Следующим по важности кораблем эскадры был 16-пушечный колесный фрегат “Kaiten”, бывший “Eagle”, также купленный у голландцев. Кроме того, было еще несколько канонерских лодок, приобретенных в различных странах, и яхта “Hanryo”, вооруженная шестью легкими орудиями.

В 1866 г. в Соединенные Штаты была послана военно-морская комиссия для приобретения нескольких броненосных кораблей; в итоге в 1867 г. был куплен малый броненосный таран “Stonewall Jackson”. Он был построен в Бордо для датского флота, но еще до завершения постройки заказ был аннулирован и корабль был продан американским южным штатам. Он был железным кораблем водоизмещением 1 400 т. Всю его ватерлинию окружала железный броневой пояс толщиной 5,5 дюймов, а носовой каземат и башня были защищены 6-дюймовой броней. Его вооружение состояло из 300-фунтового орудия Армстронга на носу и двух 70-фунтовых пушек Уитворта в башне на корме; особенностью корабля был заостренный таран длиной около 18 футов. Его машины мощностью 1 700 л.с. позволяли ему развивать скорость 12 узлов. В устье р. Тахо и в Ферроле за ним следили корабли федерального флота “Niagara” и “Sacramento”; но их командир, коммодор Крейвен, не рискнул сражаться с ним на своих деревянных кораблях, хотя и получил вызов на бой от конфедератов. Впоследствии Крейвен за это был предан военному суду и уволен со службы. Конфедераты приобрели “Stonewall” слишком поздно, чтобы он мог принести им какую-либо пользу, и корабль затем был куплен для флота сегуна. “Stonewall” совершил переход в Японию через Магелланов пролив и Тихий океан, но ему не позволяли заходить в Йокогаму до начала 1868 г. – поскольку продолжалась гражданская война, американский посланник отказался передать его любому из противников ввиду сильных протестов со стороны представителей сегуна и адмирала Эномото, которых уже к тому времени покинула военная удача. Через год, после отречения сегуна и официального прихода к власти правительства микадо, корабль был передан им по их требованию, и в последующий год сыграл главную роль в уничтожении мятежной эскадры Эномото.


Итак, новые корабли покупаются также в Голландии и в США, что, учитывая образование первого поколения японских флотофилов какбы даже неудивительно. При этом бритт отмечает в целом хороший уровень японцев - как материально-технический, так и в деле организации службы.

Т.е. если пробежаться конспективно:

- сначала было острое осознание необходимости в современном флоте, предприняты первоначально необходимые шаги по созданию национального кадра. Поскольку необходимость была объективной, осознание это затем продолжало присутствовать постоянно.
- затем последовал некий процесс поиска наилучшего образца для подражания (в похвалу джапам можно сказать, что они совершенно правильно выбрали для подражания сильнейший из образцов, не поддавшись на соблазн отклонения от мэйнстрима в пользу модных теорий)
- затем развернута широкая флотофильская программа, в которой на выбранный образец (Великобританию) делался основной упор

то вывод в общем напрашивается: не будь у них в учителях англичан (по любой причине, ну из принципа бы не пожелали например), джапы выбрали бы сильнейший образец из тех, кто был готов к партнерству. Американцев, например - в конце 19 века это уже вполне зарекомендовавшие себя учителя. Ну были бы у них кораблики филадельфийской постройки, а не английские - но в общем вряд ли много хуже. Число бы тот же Крамп обеспечил без большого напряга. А их применению научились бы на амерских принципах, в общем довольно близких к английским.

Главное - желание и осознание необходимости, причем если эта необходимость - не монаршья блажь, а объективная, т.е. постоянная необходимость, то флот, будучи единожды построен, без дела уже не сгниет и средства на него исправно будут находиться, а там и своя школа сложится довольно быстро.