От Д.И.У. Ответить на сообщение
К sss Ответить по почте
Дата 02.10.2009 23:14:05 Найти в дереве
Рубрики Флот; Версия для печати

Re: Там были...

>...при этом развитие военного флота именно опережало развитие торгового. И именно не оно (военное флотостроительство) было вызвано необходимостью защиты торговли, а наоборот, развитие собственной морской торговли (а в некоторых случая и контроль над торговлей мировой) стало ценным бонусом к созданному этими странами мощному военному флоту.
>Ни Англия в конце 16 - начале 17 века, ни США в начале-середине 19, ни тем более Япония в конце 19 века не имели лидирующих позиций по торговому флоту.

Что значит "лидирующих позиций по торговому флоту". Охранять надо и не "лидирующие позиции". Главное, что торговый флот уже был, следовательно, была практическая потребность в его охране. А охрана вела и к лидерству (это взаимосвязанные вещи - как можно стать лидером в торговле, если кто-то может потопить твоих торговцев безнаказанно, а ты чужих - не можешь).

И не стоит абсолютизировать значение дальней международной торговли, до 19 в. это был скорее эксклюзив, дававший работу и богатство меньшинству. Для большинства был не менее важен доступ к рыболовным зонам у Исландии и Ньюфаундленда, да и к сельдяным банкам на Северном море, где веками шла англо-голландско-немецко-норвежская грызня. Или каботажное, вроде бы, плавание из Англии в Нидерланды и Гамбург, где могли быть, однако, проблемы с испанцами.

>В рамках вопроса:
>>бывали ли в истории случаи, когда страна не имеющая мощного торгового флота успешно строила флот военный?
>это именно те примеры.

И Англия, и США имели мощный морской гражданский флот (торговый, каботажный, рыболовецкий, китобойный) на указанные периоды. Именно объективная нужда в его защите и "продвижении" привела к созданию мощных ВМС.
Япония - более сложный пример. Но и ней обширный гражданский флот (пусть в виде тысяч баркасов и джонок) уже имелся к 1868 г., и его модернизация шла параллельно с созданием современных ВМС. То есть уже было что защищать на море. При Петре I - не было ни на Балтике, ни на Черном море.