|
От
|
tsv
|
|
К
|
Exeter
|
|
Дата
|
04.10.2009 00:59:15
|
|
Рубрики
|
1917-1939;
|
|
Товарищ Сталин мечтал абстрактно и не давал денег
Доброе время суток!
>И темпы роста средств на судостроение в 1938-1940 гг (и планы на 1941-1942 гг) впечатляют, уважаемый tsv.
Ну после долгого сидения на голодном пайке ТЕМПЫ конечно могут и впечатлить, да. ;)
===
В реальной жизни из-за мизерности ассигнований на флот в 20-е годы
командование ВМС РККА боролось за выделение средств на модернизацию и
ремонт существующих линкоров, причем в условиях растущей оппозиции против
крупных кораблей даже в своих рядах. Как известно, во второй половине
20-х годов в наших военно-морских кругах развернулась теоретическая дискуссия
о «малой войне», инициаторами которой явились «практики гражданской
войны - коммунисты», стремившиеся с позиций марксизма-ленинизма ревизовать
положения «буржуазной военно-морской науки». Эта «молодая школа» отрицала
необходимость наличия в составе флота крупных надводных кораблей
и ратовала за создание исключительно легких сил (особенно торпедных катеров)
и подводных лодок, дополненных морской авиацией. Такие идеи о дешевой,
но прочной морской обороне импонировали Наркомвоенмору К.Е. Ворошилову
и даже начальнику ВМС РККА Р.А. Муклевичу.
Более чем прохладно относился к ВМС вообще, а к линейным кораблям в
особенности, и начальник Штаба РККА М.Н. Тухачевский. 7 мая 1928 г. он представил
в Реввоенсовет Союза СССР докладную записку «О военно-морской обороне
СССР», в которой, в частности, значилось (редакция сохранена по документу-
авт.):
«Цельность Советского Союза как политическая, так и экономическая не
может быть нарушена морскими операциями противника... Затрата средств на
создание могущественного военно-морского флота имела бы оправдание лишь
в том случае, если бы мы были намного сильнее наших вероятных противников
(что на деле как раз наоборот), и если бы мы могли создать флот, способный
вступить в единоборство с английским (что явно не выполнимо).
Подавляющая часть средств должна быть затрачена на наши сухопутные
и воздушные силы. Военно-морские силы должны:
[список задач поскипан]
===
впрочем, товарищ Сталин про линкоры таки высказался:
===
На рубеже 30-х годов специалисты «старой школы» были частично репрессированы,
частично разогнаны, а стремление иметь в составе флота новые
мощные линкоры стало рассматриваться апологетами «малой войны», занявшими
командные должности в ВМС РККА, чуть ли не вредительством.
Между тем И.В. Сталин имел несколько иные взгляды на флот и уже вынашивал
планы возвращения нашей страны в число перворазрядных морских держав.
Так, на заседании Комиссии обороны при СНК СССР 11 июля 1931 г. он
высказался достаточно определенно:
«Начать постройку большого флота надо с малых кораблей. Не исключено,
что через пять лет будем строить линкоры»
===
далее
===
В СССР в этот период [середина 30-х - tsv] вслед за линкором Марат модернизировались и
другие два корабля - Октябрьская Революция и Парижская Коммуна, а также
составлялись (в КБ Балтийского завода) оставшиеся нереализованными проекты
модернизационного ремонта четвертого линкора Михаил Фрунзе (быв.
Полтава).
Другое «линкоротворчество» Управлением Морских Сил (УМС) РККА не
поощрялось: темы по новым линкорам неизменно вычеркивались даже из плана
Научного института военного кораблестроения (НИВК). Тем не менее, уже
в 1934 г. сначала с молчаливого одобрения УМС, а в дальнейшем при его откровенном
поощрении в Центральном конструкторском бюро спецсудостроения
№1 (ЦКБС-1) были начаты проектные проработки тяжелых артиллерийских
кораблей, первоначально промежуточных между тяжелым крейсером и линкором
(проект X - большого крейсера водоизмещением до 16500 т с 240-мм артиллерией,
12 гидросамолетами и даже двумя сверхмалыми подводными лодками
был разработан в марте 1934 г.), а затем более крупных. Так, 24 августа 1935 г.
начальник ЦКБС-1 В.Л. Бжезинский, докладывая начальнику Главморпрома
Наркомата тяжелого машиностроения (НКТМ) Р.А. Муклевичу (в 1926-1931 гг. -
Начальник ВМС РККА) о перспективе работы бюро, предлагал в числе других
кораблей четыре варианта большого крейсера водоизмещением 15500 т и
19500 т с 12 - 240-мм и с 9 - 250-мм орудиями ГК, а также два варианта «броненосных
кораблей» (термина «линкор» пока еще тщательно избегали) водоизмещением
23600 т и 30000 т с 8 и 12 - 305-мм орудиями и скоростью хода 30 уз.
===
> Только в отличие от времен гнусного самодержавия создание судостроительной и сопутствующей базы шло с большим скрипом.
Никто не спорит. Потому что базу для строительства крупных надводных военных кораблей была к середине 30-х успешно пролюблена.
Резюмируя вышесказанное, к 1936-37 гг в СССР только-только собрались начать делать линкоры, а про выделение на это больших средств речи еще не идет.
Опуская все перипетии как ни шатко ни валко шла разработка и постройка, посмотрим сколько на это было выделено средств:
===
В соответствии с временным соглашением,
заключенным заводом № 189 с УК ВМФ,
плановая стоимость головного линкора
была определена в 1180 млн. руб. (из них -
330 млн. руб. - материалы и броня, 450 млн.
руб. - контрагентские поставки, 390 млн.
руб. - собственные работы завода). В мае
1940 г. эти цифры были распространены и
на серийные линкоры. Принимая во внимание
опыт предыдущих взаимоотношений
УК ВМФ и завода по этому вопросу, можно
предположить, что фактическая стоимость
корабля была бы не менее 1500-1800 млн. руб.*
На 1 января 1940 г. общие заводские затраты
на все строившиеся линкоры составили
120.05 млн. руб.
===
> Несмотря на 50 тыс зеков в Молотовске. Какой облом-с. Видимо, реальность не знала о преимуществах советского строя и советского инвестирования, о которых тут некоторые поют. Поэтому Николай Кровавый мог закладывать по четыре дредноута зараз, а товарищ Сталин - по одному в год (на тех же царских стапелях, кстати), да еще и с неясными перспективами достройки. А уж каким конфузом обернулась закладка линкора в Молотовске - и говорить неловко.
Ну и неудивительно.
Внимание к постройке военного флота и выделяемые средства были несравненно меньшими, чем, скажем, на танкостроение, и результат соответствующий.
Так что товарищ Сталин не очень-то хотел линкоров.
Цитаты из книжки "Линкоры типа "Советский Союз" Васильева.
>С уважением, Exeter
С уважением, Сергей