От Alex Lee Ответить на сообщение
К Исаев Алексей Ответить по почте
Дата 07.10.2009 16:04:07 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

Вот пишут - был, но осознал и твердо встал на путь исправления

Он родился 3 сентября 1942 года в Майкопе, который за месяц до этого оккупировали немцы. И первые полгода своей жизни малыш рос в городе под свастикой. В феврале 1943 года Майкоп был освобожден. Каким удивительным образом этот первый год жизни отразится потом в его творчестве! Вдруг в двадцатишестилетнем возрасте в нем вспыхнет жажда писать образы из германской мифологии. И появятся эти бесчисленные зигфриды, зигмунды, нибелунги, валькирии со всей сопутствующей им символикой, которая в русском человеке непременно вызывает чувство ненависти, потому что слишком сильна еще генетическая память о нашествии этих зигфридов в 1941 году. Холодные мертвящие взгляды серо-голубых бесчувственных глаз. Сверхчеловеки, в которых уже нет человеческого. Орлы, соколы, дымы, пожары... Художник словно заболел всем этим в какой-то особый период своей жизни. Словно в него самого вторглись орды фашистских варваров. И даже автопортрет 1968 года на фоне статуи Марса являет нам образ почти нацистский — военная рубашка, галстук, леденящий взор, сжатые бледные губы. Истинный ариец!
А потом наступает освобождение. В 1970 году появляется картина "Витязь". Композиционно здесь всё еще оттуда — из германского цикла. Но Зигфрид уже носит более теплые, человеческие черты. Он суров, но он не по ту сторону добра и зла. Это суровость "Спаса Ярое Око", а не бога Одина. Под картиной "Витязь" можно было бы написать: "Александр Невский". Да и спросите любого, кто знает творчество Васильева, но не специалист: "Есть ли у него Александр Невский?" И почти наверняка вам ответят: "Есть", имея в виду именно картину "Витязь".
А год спустя появляется "Валькирия над сраженным воином". Прекрасно написанное северное небо, светящийся русский снег, на снегу — поверженный немецкий завоеватель, рогатый шлем соскочил с головы, и ветер шевелит легкие волосы мертвой белокурой бестии. Под этим полотном можно спокойно написать: "После Ледового побоища". Но художник в те годы не любил привязывать темы своих полотен к истории, считая, что миф важнее исторической правды.
Всё, воин, пришедший с Запада, повержен. И в жизни Константина Васильева наступил лучший период, самый мощный. Он находит главное — тепло.
...

Удивителен его предсмертный портрет. На нем изображен зрелый, много испытавший и переживший человек. Глаза полны решимости, силы, мысли, скорби. Он подобен Достоевскому, сидящему перед чистым листом бумаги. Правой рукой он забрасывает за левое плечо немецкую пивную кружку с орлом — он окончательно прощается с зигфридами и валькириями.


http://www.pechora-portal.ru/biblio/other_people/ex.html?/biblio/other_people/vasilev.htm