От А.Никольский Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 06.10.2009 19:15:16 Найти в дереве
Рубрики ВВС; Локальные конфликты; Политек; Версия для печати

Комментарий к отмене контракта с Ираном на С-300

прочитал в журнале "Однако"

Подвешенные контракты
К вопросу о передаче Ирану ЗРС С-300ПМУ-2
Константин Макиенко
«Перезагрузка» российско-американских отношений начинает приносить свои первые плоды. Некоторые из них имеют подзабытый горький привкус горбачевской игры в поддавки, которую малограмотный и недалекий президент СССР вел с США во второй половине 1980-х годов.
СУДЯ по тональности заявлений некоторых официальных лиц, Россия в благодарность за отказ США от развертывания третьего позиционного района ПРО в Европе резко понизит уровень своих отношений с Ираном. При этом решение США было продиктовано американскими национальными интересами, а вовсе не желанием сделать шаг навстречу России. Ответная «сдача» Ирана чревата для России весьма тяжелыми коммерческими и промышленными последствиями. Похоже, что, выдав необходимость отказа от третьего района ПРО за добродетель, Вашингтон добился от Москвы поддержки в деле давления на Иран по ядерному вопросу. Кроме того, по некоторым сведениям, Москва также заблокировала передачу в эту страну зенитных ракетных систем большой дальности С-300ПМУ. Контракт на поставку пяти дивизионов С-300 был заключен, предположительно, в начале 2007 года. Если ориентироваться на прецеденты сделок по таким системам, которые ранее были заключены с Кипром и Китаем, его общая стоимость должна составить от 750 до одного миллиарда долларов. Российское высшее политическое руководство, вероятно, имеет веские общеполитические основания для принятия решения об отказе от поставок С-300 в Иран. Что, однако, не должно быть препятствием для оценки коммерческих и промышленных последствий очередного кремлевского кульбита на иранском направлении. Прежде всего возникает вопрос, за чей счет будут компенсированы затраты предприятий, принимавших участие в производстве С-300 для Ирана. (В настоящее время вес предусмотренное контрактом имущество полностью готово к отправке иранской стороне, которая в ходе выполнения работ производила соответствующие авансовые и прочие платежи. ) Долго гадать здесь не приходится: компенсация может быть произведена только за счет средств государственного бюджета, если, конечно, правительство, занятое насущной проблемой улучшения отношений с США, вообще озаботится такими частными пустяками, как финансовое благополучие национальной оборонной промышленности. Вероятнее всего, судьба иранских зенитных комплексов будет решена по алжирскому варианту: не попавшие за рубеж системы будут выкуплены Министерством обороны. Это не самый плохой выход, если учесть ситуацию с оснащением Российской армии современными видами вооружения и военной техники. Но вместо притока в страну из-за рубежа миллиарда долларов мы получаем дополнительную нагрузку на государственный бюджет, дефицит которого, как все помнят, достигает 8%. Кроме того, России наверняка придется заплатить Ирану штрафные санкции в размере порядка 300—400 миллионов долларов. Таким образом, только прямые краткосрочные потери составят до 1.4 миллиарда долларов. Но чего не сделаешь ради вожделенной «перезагрузки» и теплых отношений с таким симпатичным и молодым американским лидером! Полтора миллиарда долларов из кармана российских налогоплательщиков на такое святое дело — сущий пустяк. Однако в более долгосрочной перспективе убытки России намного превзойдут эту цифру. Военно-техническое сотрудничество с Ираном не ограничивается одной лишь сделкой по С-300. Тегеран нуждается в модернизации военно-воздушных и военно-морских сил. У России были все основания и шансы получить новые многомиллиардные заказы на поставки авиационной техники и кораблей. По самым консервативным оценкам, ежегодный объем контрактов мог бы достигать 300—500 миллионов долларов. После долгого и медленного преодоления психологической травмы, полученной иранцами в результате подписания в 1996 году меморандума Гора — Черномырдина, персидские военные только-только начали всерьез рассматривать возможность по-настоящему крупномасштабных закупок в России. Второго российско-американского сговора за своей спиной иранцы не простят Москве никогда. Необходимо со всей определенностью и ясностью понимать, что Россия потеряла не просто единичный, пусть и крупный, контракт. Россия на десятилетия потеряла целый рынок. Причем этого благородного порыва блаженных русских, приносящих низменные национальные коммерческие интересы в жертву самому высокому, что только можно себе представить, а именно американской благосклонности, а то бери и выше — похвале, — никто не оценит. Нет никаких сомнений, что вскоре на иранском рынке наше место займут прагматичные китайцы, а может быть, и европейцы, которые сейчас так негодуют по поводу иранской ядерной программы. Но и военно-техническое сотрудничество — это только часть всего комплекса российско-иранских торговых и промышленных отношений. Иран является для России рынком не только военной, но и высокотехнологической гражданской машинотехнической продукции. Прежде всего речь идет о пассажирских авиалайнерах. В настоящее время Объединенная авиастроительная корпорация уже имеет контракт на поставку в эту страну пяти среднемаги-стральных самолетов Ту-204СМ, и есть перспективы значительного расширения этой программы. По некоторым оценкам, общая стоимость программы поставок данных самолетов в Исламскую Республику может составить до 2.5 миллиарда долларов. В сущности, если называть вещи своими именами, коммерческая состоятельность проекта Ту-204СМ не может быть обеспечена без иранских закупок. Нет нужды объяснять, что после того, как Москва во второй раз цинично сделала Иран разменной картой в своих отношениях с Вашингтоном, риск иранского отказа от закупок российских самолетов значительно возрастает.
Любопытно отметить, что, по имеющейся информации, как раз сейчас корпорация Boeing вышла в администрацию президента Обамы с требованием снять запрет на поставки в Иран своих коммерческих авиалайнеров. Аргументация лоббистов Boeing предельно проста. После начала глобального экономического кризиса заказы на новые самолеты обвалились в зависимости от модели в пять — десять раз. Если в первой половине 2008 года Boeing получил в общей сложности заказы на 476 новых авиалайнеров всех типов, то за тот же период текущего года — всего 85 новых заказов и массу отказов от ранее законтрактованных самолетов. Нет никаких сомнений в том, что Белый дом даст «зеленый свет» поставкам коммерческих лайнеров в Иран, после чего перспективы продвижения в эту страну Ту-204СМ значительно ухудшатся.
Иран — это страна, история которой насчитывает четыре тысячи лет, и сознание иранцев пронизано пониманием этого обстоятельства. Персы обладают отменной исторической памятью и более чем чувствительны ко всяким проявлениям неуважения к своей стране, тем более со стороны наций, вышедших на историческую арену всего лишь двести или хотя бы даже пятьсот лет назад. Даже простые граждане могут будто невзначай напомнить туристу из Москвы о русской оккупации Гиляна в XVIII веке, о российско-английском соглашении о разделе сфер влияния в Персии в начале прошлого века и, уж конечно, о советско-британском вторжении во время Второй мировой войны. Иран — это страна с отлично образованным, талантливым и умелым семидесятимиллионным населением, это большой и перспективный рынок. Где у России были — и, будем надеяться, пока еще остаются — естественные преимущества. Которыми, похоже, Москва готова пожертвовать ради очередного призрачного сближения с США.