От И.Пыхалов Ответить на сообщение
К Ф.А.Ф. Ответить по почте
Дата 18.10.2009 17:24:02 Найти в дереве
Рубрики WWI; Версия для печати

Ой, какие сказки!

>Путь ликвидации неграмотности, который Италия прошла за 30 лет (неграмотные новобранцы - 1875 (52%), 1905 (30%) Россия прошла за 13 лет при несравнимо большей численности населения (1900 (51%) - 1913 (27%)).

Вот только при этом охват детей начальной школой составлял около 30%:

«К концу 1914 г. в России насчитывалось 123745 начальных учебных заведений, принадлежавших различным ведомствам — 80801 ведомства МНП [министерству народного просвещения], 40530 ведомства православного исповедания и 2414 других ведомств. Охват школой детей в возрасте от 8 до 11 лет составлял по империи 30,1% (в городах — 46,6%, в сельской местности — 28,3%)»
(Россия. 1913 год. Статистико-документальный справочник. СПб., 1995)

>Таким образом, Россия уже вышла на показатель - менее трети (неграм. новобранцев), который судя по европ опыту ликвидировался очень быстро.

То, что десятки миллионов граждан Российской Империи нерусских национальностей вообще не подлежали призыву и не портили статистику грамотности призывников, — не смущает?

>Вот Германия, в 1875 году почти 24% новобранцев неграмотны, в 1890 - уже только доли процента. А Россия явно набрала лучшие темпы.
>Кстати в Бельгии, например, в 1910 году неграмотными были 8% новобранцев. Если учитывать громадность населения РИ (плюс ее национальный состав) Россиия на этом фоне выглядела далеко не так убого, как пытаются представить.

Если учитывать национальный состав, уровень грамотности новобранцев и уровень грамотности молодёжи Российской Империи в целом, мягко говоря, различаются.

>Было ли отставание по показателю грамотности? Было! Но благодаря умелой государственной политики это отставание было заметно все меньше и меньше.
>Если судить по набранным темпам ликвидации неграмотности к середине-концу 20-х годов вся молодежь была бы грамотна поголовно.

Если не заниматься фантазёрством, сравнивая Россию с Бельгией и Германией, и обратиться к документам, то выясняется, что в 1908 году был принят проект, согласно которому всеобщее начальное обучение планировалось ввести в 34 губерниях Европейской России, имевших земства, в основном через 10 лет (в 11% уездов этих губерний срок реализации всеобщего начального обучения составлял 5 лет, а в 13% — наоборот, от 12 до 17 лет). Для справки: в этих губерниях проживало 46% населения Империи.

О том, чтобы распространить всеобщее начальное образование на оставшуюся часть Империи (где жило 54% населения) речи вообще не шло. Так же, как и о ликвидации неграмотности среди взрослых.

Допустим, революций в 1917 году не случилось, Империя устояла. В таком случае при самом благоприятном развитии событий эти планы были бы реализованы с 4-летним опозданием (годы войны). То есть, к 1927 году удалось бы ввести всеобщее начальное образование в земских губерниях. На самом деле, задержка бы оказалась гораздо большей ввиду массовой гибели сельских учителей на фронтах ПМВ.

>Революция и гражданская война существенно замедлили процесс ликвидации безграмотности

А война его не замедлила?