|
От
|
СанитарЖеня
|
|
К
|
Ф.А.Ф.
|
|
Дата
|
18.10.2009 17:26:19
|
|
Рубрики
|
WWI;
|
|
Re: О грамотности...
>Бытует миф о том, что Российско империи не удавалась решить проблему грамотности населения и только приход советской власти позволил, наконец-то, пролить на страну свет просвещения.
>В действительности отставание России от европейских стран в плане ликвидации неграмотности сокращалось очень быстрыми темпами. Да и не было это отставание столь критичным. Например, в 1875 году в Италии 52% новобранцев было неграмотными, в 1891 - 42% , в 1905 - 30%.
>Путь ликвидации неграмотности, который Италия прошла за 30 лет (неграмотные новобранцы - 1875 (52%), 1905 (30%) Россия прошла за 13 лет при несравнимо большей численности населения (1900 (51%) - 1913 (27%)).
>Таким образом, Россия уже вышла на показатель - менее трети (неграм. новобранцев), который судя по европ опыту ликвидировался очень быстро.
>Вот Германия, в 1875 году почти 24% новобранцев неграмотны, в 1890 - уже только доли процента. А Россия явно набрала лучшие темпы.
>Кстати в Бельгии, например, в 1910 году неграмотными были 8% новобранцев. Если учитывать громадность населения РИ (плюс ее национальный состав) Россиия на этом фоне выглядела далеко не так убого, как пытаются представить.
>Было ли отставание по показателю грамотности? Было! Но благодаря умелой государственной политики это отставание было заметно все меньше и меньше.
>Если судить по набранным темпам ликвидации неграмотности к середине-концу 20-х годов вся молодежь была бы грамотна поголовно. Революция и гражданская война существенно замедлили процесс ликвидации безграмотности: через 16 лет после окончания гражд войны в 1936 году (по данным переписи 5-6 января 1937 года) среди 16-17 летних безграмотных было - 10,7%, среди 18-19 летних безграмотных - 12,6%, а среди 20-24 - летних - свыше 20%. Все эти люди выросли уже в условиях советской власти!!
>Чтобы проиллюстрировать тезис о том, как большевики затормозили распространение грамотности сравним грамотность к началу 1937 года возрастной когорты 26-29 лет (1907-1910 г. рожд) и 25-летних (1911 г рожд). Первая возрастная отличалась от второй только тем, что значительная часть ее представителей успела получить хоть какое-то образование образование в учебных заведениях Российской империи. Напротив 25-летние - чистый продукт советской системы образования. И что же мы видим? В возрастной когорте 26-29 летних неграмотных - 25,6%, а у 25-летних по сравнению с ней существенный регресс - 29,5% безграмотных! Разрыв между "царской" и советской неграмотностью на самом деле гораздо более значителен, ибо в возрастной когорте 26-29 летних два наиболее поздних возраста также как и 25-летние преимущественно получали начальное образование уже в советских условиях.
>Таким образом советская власть лишь затормозила темпы ликвидации безграмотности в России.
0. Меня всегда умиляли расчёты, основанные на неизменности темпов, при том, что имело место экстраполяция на период, больший, чем тот, по которому оценивались темпы.
Впрочем, не только меня.
" За сто семьдесят шесть лет Нижняя Миссисипи укоротилась на двести сорок
две мили, то есть в среднем примерно на милю и одну треть в год. Отсюда
всякий спокойно рассуждающий человек, если только он не слепой и не совсем
идиот, сможет усмотреть, что в древнюю силурийскую эпоху, - а ей в ноябре
будущего года минет ровно миллион лет, - Нижняя Миссисипи имела свыше
миллиона трехсот тысяч миль в длину и висела над Мексиканским заливом
наподобие удочки. Исходя из тех же данных, каждый легко поймет, что через
семьсот сорок два года Нижняя Миссисипи будет иметь только одну и три
четверти мили в длину, а улицы Каира и Нового Орлеана сольются, и будут эти
два города жить да поживать, управляемые одним мэром и выбирая общий
городской совет. Все-таки в науке есть что-то захватывающее. Вложишь
какое-то пустяковое количество фактов, а берешь колоссальный дивиденд в виде
умозаключений. Да еще с процентами."
М. Твен.
1. В данном расчёте пропущена маленькая деталь. В приводимой статистике была введена категория "малограмотные", именно для того, чтобы картина выглядела попригляднее. С учётом их - темпы оказываются неизмеримо скромнее...
2. Причины, разумеется, не в волшебных заклинаниях от Великого Бородатого Шамана. А в том, что образование штука затратная. И для того, чтобы увеличить затраты на образование, надо что-то сократить. Разумеется, не только затраты на Министерство Двора. Вообще всё потребление высших слоёв. А на это есть два способа: фантастический - оные слои сами своё потребление сокращают, и реальный - Высшие Слои потребляют столько, сколько привыкли и даже много более, вот только это новые Высшие Слои.
3. Ну, а рассуждению, которым лёгким движением на вину большевиков списываются потери и задержки от Мировой Войны, я могу лишь похлопать... Мастерство-с! Виртуозность!