|
От
|
Андрей Белов
|
|
К
|
Андрей Белов
|
|
Дата
|
16.10.2009 17:57:33
|
|
Рубрики
|
WWI;
|
|
Политическое давление /
Сложившаяся в начале века зависимость России от иностранного капитала выражалась в политическом давлении на правительство с целью принудить его к поиску путей соглашения с обществом. Иностранных инвесторов отпугивали нестабильность и революционное брожение в стране, и для них было бы предпочтительней, чтобы русское правительство действовало исходя из правовых норм и при поддержке общества, воплощенной в институтах конституционализма и парламентаризма.
Действительно, обращаясь за экономической поддержкой к странам с утвердившейся конституционной демократией, правительство самодержавной России оказалось в силовом поле конституционной формы правления. Финансовые соображения представлялись более внушительными, чем сохранение устоев абсолютизма. Россия остро нуждалась в зарубежных инвестициях, чтобы сбалансировать бюджет и увеличить доходы казны. В противном случае страну ожидал экономический крах и, весьма вероятно, еще более глубокие революционные потрясения. Таким образом, коренные интересы международного и российского капитала перевешивали амбиции самодержавной власти, толкая Россию на путь конституционной монархии. Не случайно, у истоков Манифеста 17 октября 1905 года, провозгласившего конституционные свободы и права граждан России, стоял С.Ю.Витте.
Политические средства давления, способствующие извлечению высокой прибыли, иностранные предприниматели широко применяли в конкурентной борьбе на русском рынке. Так, в упомянутом выше споре между французским концерном "Шнейдер-Крёзо" и английскими фирмами "Виккерс" и "Армстронг" в 1912-1914 годах вокруг заказов на строительство артиллерийского завода в Царицыне и реконструкцию пермских пушечных заводов, стороны неоднократно прибегали к помощи своих правительств. Последние по дипломатическим каналам отстаивали в России интересы лоббируемых фирм.
Наибольшими возможностями воздействия на русское правительство располагала Франция, его главный кредитор.
В январе 1914 года премьер-министр и министр финансов В.Н. Коковцов просил союзницу об увеличении размера предполагаемого железнодорожного займа. Французское правительство согласилось выполнить просьбу, но при этом, воспользовавшись случаем, через своего посла в Петербурге поставило вопрос о претензиях французских промышленников к России. Три министра (морской, торговли и промышленности, внутренних дел) представили французскому послу письменные ответы, содержавшие требуемые разъяснения и согласие на уступки, однако тот нашел их не полностью удовлетворяющими французским претензиям. Тогда французский поверенный в делах Дульсэ обратился к министру иностранных дел России С.Д. Сазонову, который обещал настаивать в Совете министров на благоприятном для Франции решении поднятых вопросов.
Другой характерный пример. Когда компании, конкурирующие с "Продуглем", в котором преобладал французский капитал, затеяли против него судебную тяжбу, подключив государственные органы, то французы обратились к своему послу в Петербурге М.Палеологу. В сентябре 1914 года он предложил министру иностранных дел С.Д.Сазонову прекратить расследование дела "Продугля". Этого оказалось достаточно, чтобы русское правительство вскоре прекратило начатое следствие.
Известны и иного рода факты политического давления. При помощи займов правительства союзных держав стремились оказывать воздействие на стратегические планы русского Генерального штаба. По авторитетному свидетельству генерал-квартирмейстера Генерального штаба Ю.Н. Данилова, на отношениях начальников русского и французского генштабов во многом сказывалось то обстоятельство, "что Франция предъявляла свои пожелания, Россия же выясняла степень возможности и способ их удовлетворения".
Нельзя не подчеркнуть то обстоятельство, что взаимоотношения между правительствами России и Франции носили разный характер на различных этапах модернизации российских вооруженных сил накануне мировой войны. Так, совещания представителей правительств союзников, состоявшихся в 1906, 1907, 1908 и 1910 годах не принесли ощутимых экономических результатов в деле согласования оперативных действий в будущей войне. Иное положение дел сложилось в последующий период. Собравшись в 1912 году в Париже (совещания происходили попеременно во Франции и России), начальники генеральных штабов, уделив основное внимание планам стратегического развертывания войск, пришли к выводу о необходимости реконструкции и нового строительства железных дорог, которые должны были обеспечить передислокацию русской армии к предполагаемому театру действий. В июле 1913 года правительство Франции внесло предложение о займе России на парижском финансовом рынке от 400 до 500 миллионов франков для строительства стратегических железных дорог и увеличения численности войск. Эти меры должны были обеспечить более быстрое развертывание русской армии, мобилизационные возможности которой были ниже по сравнению с Германией. Предложение было с удовлетворением принято, и русское правительство вскоре известило французского поверенного в делах Дульсэ, что им уже намечены работы по удвоению некоторых железнодорожных линий и усилению армии.
Это всего несколько фактов из большого числа им подобных, но они позволяют сделать вывод, что кредиторы России использовали ее потребность в иностранных капиталах для получения серьезных экономических и военно-политических уступок. Потребность эта увеличивалась с приближением мировой войны, а с ней росли и уступки со стороны России.