|
От
|
Андрей Белов
|
|
К
|
All
|
|
Дата
|
18.10.2009 19:08:48
|
|
Рубрики
|
WWI;
|
|
Путиловский завод.... или как все получилось..
Хроника Падающего бизнеса... как не удалось договориться с типа властью.
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
Путиловский завод.
К тому моменту, когда Путилов решился заняться производством оружия, Путиловский завод находился на грани полного краха: продукция была арестована за долги, о дивидентах акционеры уже и не мечтали (они их не видели больше двух лет).
Путиловский завод был модернизирован, на его базе было создано новое производство, к нему были присоединены многие предприятия, выпускающие оружие или сопутствующую продукцию. Через два года группа предприятий, зародышем которой был Путиловский металлургический завод, производила почти всю полевую артиллерию и снаряды к ней, почти все легкие крейсеры и эсминцы для Балтийского флота. Уникальное достижение по перековке орала на мечи: вместо паровозов - пушки и военные корабли.
Развитие производства продолжалось до 1915 года. В этом году прибыли завода достигли максимума. И вдруг Путилов прекратил финансирование, отказался от расширения производства. Его обвинили в недостатке патриотизма.
++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Русско-Азиатский банк, тесно связанный с иностранным капиталом получал огромные прибыли от экспортной торговли хлебом. Экспорт хлеба рухнул- (резко уменьшились прибыли). Заткнуть дыру в бюджете оказалось нечем. Правительство не пожелало вливать деньги в работающие предприятия, банально оставив их без оборотных средств. Видимо посчитав, что собственники рвануться бороться за копеечный госзаказ. Выделяемые из бюджета копейки не могли компенсировать
дыру импортозамещения (изоляцию (отрыв) от европейских технологий)
отток квалифицированных кадров (призыв)
резкий рост цен на продукты питания в городах. (см. забастовки Путиловского завода )
Попытки добиться большего ни к чему не привели.
+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
«Дни царской власти сочтены. Она погибла, погибла безвозвратно, а царская власть - это основа, на которой построена Россия, единственное, что удерживает ее национальную целостность... Отныне революция неизбежна, она ждет только повода, чтобы вспыхнуть...», - говорил Путилов 2 июня 1915 года Морису Палеологу, французскому послу. - «... русская революция может быть только разрушительной, потому что образованный класс представляет в стране лишь слабое меньшинство, лишенное организации и политического опыта, не имеющее связи с народом... Сигнал к революции дадут, вероятно, буржуазные слои, интеллигенты, кадеты, думая этим спасти Россию. Но от буржуазной революции мы тотчас перейдем к революции рабочей, а немного спустя - к революции крестьянской... Тогда начнется ужасающая анархия, бесконечная анархия, анархия на десять лет... Мы увидим вновь времена Пугачева, а может быть, еще худшие...».
Прогноз был точен, как и всегда.
Завод секвестировали - передали под контроль государства из-за снижения выпуска продукции, но Путилов к тому времени уже расстался с проектом, ведь во время революции, особенно рабоче-крестьянской, предприятия не приносят прибыли, а уж после революции - и подавно.
___________________________________________________________________________
Путиловский завод, принадлежавший частному акционерному обществу, являлся по своему оборудованию и техническим силам одним из наиболее мощных и полезных для военного ведомства заводов. Путиловский завод, как владелец патентов французского завода Шнейдер — Крезо, изготовлял ряд систем орудий, не имея по ним дублеров; например, почти исключительно на Путиловском заводе сосредоточено было изготовление следующих орудий: 76-мм горных пушек обр. 1909 г., 76-мм пушек обр. 1913 г., 76-мм штурмовых пушек, 76-мм зенитных автомобильных пушек, 152-мм осадных пушек Шнейдера, 107-мм скорострельных пушек обр. 1910 г. и 122-мм гаубиц обр. 1909 и 1910 гг.
Путиловский завод имел собственные металлургические цеха и вел производство орудийных систем во всех стадиях, начиная от металла.
Продукция Путиловского завода отличалась чрезвычайным разнообразием по сравнению с другими русскими металлургическими заводами. Кроме предметов боевого снабжения армии (орудийных систем, т. е. орудий, лафетов, передков, зарядных ящиков, снарядов и пр.), завод изготовлял паровозы, вагоны, автомобили, машины, станки и другие предметы оборудования заводов, сортовую сталь, имел свой судостроительный отдел с верфью и пр.
Главный акционер Путиловского завода — Путилов, он же директор Русско-Азиатского банка, желая получить в 1915 г. ссуду от казны в 36 миллионов рублей, закрыл кредит от банка Путиловскому заводу. Тогда дирекция завода обратилась к правительству с требованием субсидии, грозя иначе остановить завод.
На Путиловском заводе начались забастовки, вызванные «несоответствием платы с возрастанием цен на предметы первой необходимости».После неоднократных напоминаний царю о неправильности решения по поводу Путиловского завода, наконец, лишь в марте 1916 г. вопрос о секвестре завода прошел в особом совещании, после чего все прежние члены правления завода были устранены, вместо них назначены надежные и сведущие люди, а производительность завода по боевому снабжению значительно увеличилась.
Путиловский завод далеко не выполнил намеченной программы , но это объясняется наступившей в 1917 г. полной разрухой в транспорте, в снабжении завода металлами, топливом, продовольствием, а не слабостью технического оборудования и производственных сил завода.
_____________________________________________________________________
/////Путиловский завод достиг максимальной производительности, как и все прочие заводы, в 1916 г., причем особенно сильное развитие продукции завода замечается с апреля 1916 г., т. е. именно после того, как в марте того же года завод был секвестрован.///////
================================================================
Вышеуказанная цитата -выглядит как запоздавшая глупость. По вине правительства завод был практически лишен оборотных средств. Имевшихся в распоряжении РАБ частных кредитных средств было явно недостаточно (с учетом резкого падения Экспортной выручки) для продолжения эффективной деятельности предприятия. Торг с правительством ни к чему не привел. Казна не захотела делиться деньгами и решила «отжать» частный бизнес - не свой , а «чужой».
Когда коллапс стал очевиден, а банкир Путилов умыл свои руки от всех художеств — на завод пошли бюджетные деньги. Однако Путилов был прав в одном - нерасторопному и плохо думающему бюрократическому аппарату российской империи вливания бюджетных средств в хорошо отлаженный и грамотно построенный путиловский механизм помогут, но ненадолго.
Британские же кредиты помогли обогатиться узкому кругу лиц царской фамилии , но так и не смогли вытащить страну и
из коллапса.
______________________________________________________________________
А как же поживал Свой «бизнес» на выделяемые бюджетные средства???
В 1915 г Санкт-Петербургский международный коммерческий банк , финансировавший заводы "Наваль" и "Руссуд", с согласия царя (жена Николая II Александра Федоровна была крупным акционером "Руссуда") объединил управление ими, создав тем самым крупнейшую в стране монополистическую организацию судостроительной промышленности юга России трест "Наваль-Руссуд". Полное слияние предприятий произошло в 1916 г. Именно к этому времени относится начало специализации производства "Наваль" стал строить только судовые механизмы, а "Руссуд" выполнял все корпусные работы.
Нельзя обойти молчанием историю создания крупнейшего судостроительного предприятия юга России завода "Руссуд" "Русское судостроительное общество" , который был включен в трест. Получив в бесплатную аренду на 25 лет Николаевское Адмиралтейство и крупный аванс от Морского министерства, администрация завода "Руссуд" срочно приступила к коренной реконструкции верфи. Ей удалось в короткое время создать современное предприятие, пригодное для постройки кораблей любого водоизмещения.
За внешней стороной принятого решения о сдаче в аренду Николаевского Адмиралтейства "Руссуду" скрывались более глубокие причины:
...........................................................................................................................................
Идея создания "Руссуда" возникла в 1911 г сразу же после утверждения программы строительства Черноморского флота, когда Санкт-Петербургский международный коммерческий банк решил заняться судостроением. Многие видные деятели Морского министерства и члены царской фамилии стали акционерами нового общества.
...........................................................................................................................................
Поэтому банк не ограничился арендой Николаевского Адмиралтейства и начал широко использовать инженерно-технические кадры с казенных заводов.
+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Так, не имея еще ни собственных инженерно-технических кадров, ни производственной базы, "Руссуду" удалось получить заказ на строительство двух линейных кораблей ("Императрица Мария" и "Император Александр III"), а заводу "Наваль", обладавшему мощной производственной базой, пришлось довольствоваться заказом только на один линейный корабль ("Императрица Екатерина II").
+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Наваль» и «Руссуд» явились выразителями двух разных тенденций в организации профиля судостроительных предприятий. Если «Руссуд» специализировался только на постройке корпусов кораблей и на монтаже оборудования, получаемого от широкого круга мощных контрагентских предприятий, то «Наваль» превратился в типичный автономный завод, выпускавший законченные корабли, оборудованные механизмами и изделиями собственного производства. Желая подчеркнуть замечательную универсальность этого предприятия, Дмитриев не раз говаривал: «На «Наваль» можно «навалить» любой заказ. Прикажут сделать пианино для миноносца, он сделает пианино, нужно изготовить пожарный насос — изготовит и его. А если понадобится клетка для канарейки в кают-компанию, то подаст и клетку для канарейки». (Костенко)
_________________________________________________________________________