От Андрей Белов Ответить на сообщение
К Андрей Белов Ответить по почте
Дата 19.10.2009 15:04:07 Найти в дереве
Рубрики WWI; Версия для печати

"Ноблесснер" и Барсы

16 июля 1912 г. эти условия разослали всего двум конкурентам - Балтийскому заводу и Судостроительному акционерному обществу "Ноблесснер". Столь ограниченный выбор исполнителей в значительной степени предопределялся субъективными обстоятельствами.
Создатель этого общества, предприимчивый инженер-технолог М.С.Плотников сумел объединить усилия фирм "Л.Нобель" (дизели) и "Г.А.Лесснер" (минное вооружение), но не успел ко времени конкурса получить даже земельный участок для будущего завода.
Однако М.С.Плотникову, поддержанному промышленником Э.Л.Нобелем и Учетно-ссудным банком, с помощью высокого жалования удалось переманить с Балтийского завода заведующего отделом подводного плавания инженер-технолога Г.Г.Бубнова (брата И.Г.Бубнова), а также привлечь в качестве консультанта самого конструктора ПЛ - И.Г.Бубнова. На Балтийском заводе остался архив небольшого конструкторского бюро отдела подводного плавания, во главе которого поставили сравнительно молодого морского инженера В.Т.Струнникова, ранее сотрудничавшего с братьями Бубновыми.

Конкурс носил чисто формальный характер, потому что судьба заказа уже была предрешена. Активность М.С.Плотникова и личная заинтересованность в процветании фирмы "Ноблесснер" товарища морского министра вице-адмирала М.В.Бубнова, и.д. начальника ГУКа контр-адмирала П.П.Муравьева и его брата привели к тому, что две трети из 18 ПЛ программы 1912 г. заказали несуществующему предприятию; второму реальному конкуренту - Балтийскому заводу - поручили строить 6 ПЛ.

Наряд на первую очередь для Балтийского флота (4 ПЛ фирме "Ноблесснер", 2 ПЛ Балтийскому заводу) выдали 7 сентября 1912 г. Еще 6 ПЛ заказали в аналогичной пропорции в начале 1913 г. Контракт на постройку 8 ПЛ фирмой "Ноблесснер" подписали 8 апреля 1913 г. В конце года заказали и 6 ПЛ для Сибирской флотилии, 4 из которых по контракту от 12 декабря 1913 г. строила фирма "Ноблесснер", а 2 ПЛ - Балтийский завод.
Сроки готовности всех ПЛ к испытаниям распределялись от 1 июля 1915 г. до 1 мая 1917 г. Стоимость каждой ПЛ балтийского завода составляла 1 млн. 550 тыс. рублей (с вооружением, но без торпед), общества, стоимость каждой ПЛ фирмы "Ноблесснер" - 1 млн. 775 тыс. рублей, включая комплект мин Уайтхеда.

Доверившись М.С.Плотникову в период проектирования и заказа ПЛ, руководители морского министерства в 1913 г. пошли на дальнейшие уступки фирме "Ноблесснер". Во избежании полного "завала" корпуса первых ПЛ начал изготавливать казенный Адмиралтейский завод под наблюдением штабс-капитана Б.М.Журавлева, ряд корабельных устройств и линии гребных валов пришлось заказать через посредничество ГУКа балтийскому заводу.

В 1914 - 1915 гг. фирма "Ноблесснер" развернула постройку 10 корпусов, исключая лишь корпуса ПЛ "Угорь" и "Форель" из-за "…отдаленности сроки сдачи". Главные электродвигатели, электромоторы приводов рулей, детали электрооборудования заказали соответственно заводам "Вольта", "Сименс-Шуккерт" и "Динамо" в Ревеле. Десять комплектов аккумуляторных батарей поставило Общество "Тюдор", два - французская фирма "Мэто", воздухохранители закупались в США, перископы - в Италии.

Балтийский завод предъявил ПЛ "Барс" и "Гепард" к испытаниям в июле 1915 г., выдержав плановые сроки, что стало его заметным достижением в реализации программы 1912 г. Период постройки ПЛ от выдачи наряда составлял 34 месяца, от фактического начала - 24 месяца. ПЛ "Вепрь" сдали вовремя, а вот ПЛ "Волк" задержали из-за переделок по результатам испытаний первых ПЛ.
В 1915 - 1917 гг. балтийцы столь же успешно построили ПЛ "Единорог" и "Змея".

"Тигр" - первая ПЛ фирмы "Ноблесснер" - прошла испытания с опозданием на 9,5 месяцев по сравнению с контрактом. Правление (с 14 ноября 1916 г. "Акционерное судостроительное общество "Петровская верфь") объясняло опоздание трудностями создания завода, обстоятельствами военного времени и дополнительными работами, вызванными изменениями проекта, что обусловило увеличение стоимости каждой ПЛ на 215 тыс. рублей.

В действительности же главная слабость фирмы "Ноблесснер" заключалась в отсутствии опытных кадров мастеровых, инженеров-строителей.

Убедившись в неспособности общества выполнить весь заказ в заданные сроки, морское министерство постановлением особой комиссии от 24 ноября 1915 г. передало достройку ПЛ "Угорь", "Ёрш" и "Форель" Балтийскому заводу, который сразу же приступил к постройке. К тому времени фирма "Ноблесснер "спел обработать для ПЛ "Угорь" всего около 113 т стали, которую доставили в Петроград по железной дороге, тем не менее весной 1917 г. ПЛ вышла на испытания.

Таким образом, из заказанных 12 ПЛ фирма "Ноблесснер" достраивала всего 9, 8 из которых вступили в строй до конца войны, а ПЛ "Язь" так и не успели достроить, эвакуировали в Петроград и в 20-х годах разобрали на металл.

ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ ТИПА "БАРС"
В.Ю.Грибовский