От Exeter Ответить на сообщение
К Жуков Андрей Ответить по почте
Дата 05.11.2009 13:34:44 Найти в дереве
Рубрики Искусство и творчество; Версия для печати

Лень, честно говоря

Потому как там весь текст применительно к изложению деталей биографии Колчака состоит из ляпсусов, передергиваний и крайней тенденциозности, уважаемый Андрей Жуков. Ну вот немного.

"германский броненосный крейсер «Фридрих Карл» действительно погиб на русском минном заграждении, но не в апреле 1916 года, а 17 ноября 1914 года. И Колчак, в то время флаг-капитан по оперативной части штаба командующего флотом Балтийского моря (нынешний начальник оперативного управления отдела штаба флота), не имел к потоплению крейсера никакого отношения".

Начальник ОУ штаба флота "не имеет отношения" к важнейшим операциям, которыми являлись активные минные постановки? Странно, что автор не понимает, что именно штаб флота (и в первую очередь его ОУ) районы этих минных постановок и определяли.

"В экспедиции, которая в 1900–1903 годах занималась в районе Новосибирских островов поисками «земли Санникова», лейтенант Колчак был, образно говоря, на вторых ролях. Возглавлял экспедицию известный полярный исследователь барон Э.В. Толль. Его первым помощником был Уве Зееберг, являвшийся первым магнитологом и погибший вместе с бароном. Командовали шхуной «Заря» опытные полярники, будущие герои Цусимского сражения, лейтенанты Н. Коломейцев и Ф. Матисен. Колчак в этой экспедиции был всего лишь вахтенным начальником и производителем гидрографических работ".

Во-первых, про "вторые роли" вообще неправда, во-вторых, именно Колчак сделал в итоге своих полярных исследований наибольшие по значению научные работы среди перечисленных, в-третьих, полярная деятельность Колчака отнюдь не сводилась к экспедии барона Толля.

"На допросах в Иркутске «верховный правитель» ничтоже сумняшеся приписал себе потопление японского крейсера «Такосаго» под Порт-Артуром в 1904 году, создание в 1905 году в Петербурге военно-морского кружка и в 1906 году Морского генерального штаба. Все это, мягко говоря, фантазии. Они разоблачаются «Обзором постановок минзаграждений в Порт-Артуре» и другими документами".

Оставляя в стороне вопрос с "Такасаго", достаточно сказать, что Колчак себе его не "приписывал", а вполне официально получил за него золотое георгиевское оружие Высочайшим повелением.
Успех приписывается постановке "Сердитого" и в официальной русской "Работе Исторической комиссии по описанию действий флота в войну 1904–1905 гг. при Морском генеральном штабе" (Кн. 4. Пг., 1916).
Одним из создателем Петербургского военно-морского кружка Колчак был (одним из 9 его первых членов), и идею создания МГШ активно продвигал. Сам проект МГШ выдвинул член кружка Щеглов и обнародовал впервые на заседании кружка, и его члены активно участвовали в проработке идеи. На допросе сам Колчак называл себя автором не первого доклада Щеглова об МГШ, а записки «Значение и работа штаба на основании опыта русско-японской войны», которая вырабатывалась коллективно и была подана Щегловым от своего имени на Высочайшее рассмотрение. Так что, Колчак претендовал на ее фактическое авторство, и непонятно, на каком основании автор объявляет эти утверждения Колчака "фантазией". Что роль Колчака в отработке создания новых высших органов управления флотом была далеко не последней видно хотя бы из того, что Колчак был автором изданной в 1912 г книги «Служба Генерального штаба». Это не говоря уже о том, что Колчак с самого начала фигурировал в бирюлевском списке будущих офицеров МГШ, и стал офицером МГШ фактически с момента его создания, стоя у истоков работы Штаба.
Совершенно непонятно, в чем тут "фантазии"? Проще говоря, тут у автора бездоказательные обсирания.


"Ни на Балтике (1915–1916 гг.), ни на Черном море (1916–1917 гг.) Колчак не выиграл ни одного сражения"

Автор, видимо, идиот и не понимает, на чем строится боевая деятельность флота в ХХ столетии. Не говоря уже о том, что хотелось бы узнать, какие русские/советские адмиралы в ХХ столетии вообще, и в ПМВ в частности "выиграли хоть одно сражение". Да и среди зарубежных применительно к ПМВ окромя Шпее и Стэрди чего-то не вспоминается.

"«Блестяще» проведенная им операция по набегу на конвой рудовозов в шведской Норчепингской бухте 31 мая 1915 года оказалась безрезультатной. Его быстроходные и хорошо вооруженные эсминцы типа «Новик» не смогли уничтожить ни одного из германских транспортов с железной рудой, следовавших на родину из Швеции".

Автор просто не в курсе, что задачей в этом набеге и ставилось уничтожение боевых кораблей противника, что и было выполнено. А потопление транспортов не ставилось. И понятно почему - потому что ночная стрельба по транспортам, часть из которых была шведскими, у кромки шведских тервод с их практически неминуемым нарушением, могла вызвать грандиозные осложения, которых русская сторона в 1916 г. именно тщательно старалась избегать. Автор просто совершенно неосведомлен об основных проблемах русских действий на коммуникациях на Балтике в 1916 г. Если уж даже захваченные ПЛ и приведенные в порт пароходы отпускались.

Ну а комментировать вот этот бред:

" Имея огромное превосходство в силах, в том числе и новые дредноуты, командовавший Черноморским флотом вице-адмирал Колчак так и не смог не то что потопить, а даже повредить пиратствовавшие в Черном море германские крейсера «Гебен» и «Бреслау». А бессистемная засыпка минами Босфора, осуществлявшаяся Колчаком летом и осенью 1916 года, исключала возможность планировавшейся там десантной операции, которая в случае успеха могла реализовать одну из главных целей России в войне.
Наконец, менее чем за годичное командование Колчаком Черноморским флотом наши морские силы в этом море понесли самые тяжелые потери за всю войну. Погибли подводная лодка «Морж», эскадренный миноносец «Лейтенант Зацаренный» и линкор «Императрица Мария». Гибель последнего - одного из двух новейших дредноутов, которыми располагал Черноморский флот, происшедшая в хорошо защищенной базе, причем без какого-либо явного воздействия извне, потрясла всю Россию. Достаточно сказать, что одна только постройка этого линкора обошлась казне в 29 млн. рублей, что соответствовало в то время 28 тоннам золота.
Естественно, что Колчак как командующий флотом, при начальствовании которого произошла эта катастрофа, подлежал суду за гибель боевого корабля. Морской министр адмирал И. Григорович упросил царя отложить суд над Колчаком до окончания войны."

Вообще просто лень. Автор просто идиот. Особенно доставляет про "суд над Колчаком", если вспомнить, что Государь направил командующему ЧФ особую сочувственную телеграмму по случаю катастрофы, в которой попутно выразил полное доверие. Но, видимо, человеку с советским менталитетом это понять трудно.




С уважением, Exeter