Память; Локальные конфликты; Искусство и творчество;
КОМДИВ-25!
>"ТО, о чем говорили легенды и молчал официоз. Подлинный Чапаев убедительно сыгран Гошей Куценко. Говно, но сходить стоит" Ну и книжную версию закажут кому-нибудь)))))
Автор благодарит Влада Шурыгина за любезно предоставленные буквы, слова и образы :) http://shurigin.livejournal.com/185823.html
Воспользовавшись любезным приглашением уважаемого Никиты Сергеевича М. я посетил премьеру «КОМДИВ-25!».
Впечатление двоякое.
С одной стороны это совершенно НЕ исторический фильм. И тот, кто хочет найти в нём точное следование Истории и «историчность», должен заранее расстаться с этой мыслью.
Хотя в деталях глаза не цепляются за «багги», которыми так набиты наши «исторические» ленты. Костюмы, детализация эпохи, дух её созданы очень достоверно. И всё же это не историческая драма. Думаю, что Лунгина очень многие будут ругать за его "вольное" обращение с русской историей и попрекать тенденциозным её показом, находить еврейские (по режиссёру) козни.
С другой стороны фильм смотришь не отрываясь. Это фильм камерный. Скорее фильм – притча.
Игра артистов – бесподобная.
Чапаев в исполнении Куценко это открытие.
Куценко играет так, что буквально мороз по коже.
На протяжении всей картины в присутствии Чапаева тебя ни на минуту не оставляет ощущение опасности. И это действительно актёрская удача, вершина мастерства. Даже улыбающийся, заботящийся, страдающий он источает опасность, ужас. Он уже за гранью добра и зла. Чапаев Куценко не деспот, не зверь, ни палач. Чапаев это человек ставший ФУНКЦИЕЙ новой безбожной ВЛАСТИ, Комдивом КАРАЮЩИМ. Он убивает не потому, что в чужой смерти находит удовольствие, он не маньяк, но потому, что лишь единственно через смерть видит путь сокрушения измены, устрашения слабых и сомневающихся. И при этом в душе остаётся набожным, аскетичным, осознающим свою греховность и чудовищность, страшащимся своей грозности. Это сочетание несочитаемого завораживает.
Именно этим и пользуется его окружение.
Великолепен ординарец Петька в исполнении Дмитрия Дюжева. Труженик Зла, верный до последнего вдоха своему комдиву, постигший «тайну власти» - сцена, где он уговаривает арестованных крестьян взять на себя всю вину – одна из лучших в нашем кинематографе за последние годы.
Анка-Пулеметчица – Гузеева Лариса – настолько органична, что даже её известная слабость к «спиритус вини», давно уже отражающаяся на её лице, в фильме сделала её безупречной в роли. Смотришь, и веришь, что именно такими и были люди Красной смуты. Страшными, смертельно опасными, умными, стоящими по ту сторону добра и зла. Для них есть только Комдив, своё место рядом с ним и одна работа – без устали искать врагов и уничтожать их.
Безумный, утративший от крови человеческий облик Охлобыстин просто обжигает.
Воистину, страшна роль Семёна Фурмана. Его комиссар Фурманов очень ярок, точен и адекватен своему времени. Ты видишь, как страшится комиссарства Фурманов, как не желает брать на себя гибельную ношу. Но как постепенно, погружаясь в омут крови и беспредела, окруживших Чапаева, крепнет его дух, его убеждённость в своей правоте. И одновременно осознание своей обречённости и с ней приходит воистину христианское смирение.
Фурман здесь превзошёл самого себя. И когда его лицо покрывает кроваво-красное полковое знамя по спине бежит холод.
«КОМДИВ-25!» это спор о том, что выше – долг земного служения, долг Власти или человечность, прощение и путь Души?
Я думаю, у фильма будет много критиков, он не бесспорен, сильно и часто противоречит историческими фактами, но в одном ему точно не откажешь – это фильм соткан из великолепной актерской игры и только ради неё на него стоит сходить.