>>Заметим, когда спал внезапный идеологический антагонизм, эти страны снова стали подзакупать российское оружие, теперь на коммерческой основе. Причем Египет мог бы стать крупным покупателем, если бы не был "подсажен на иглу" американской "помощи".
>
>Ошибаетесь. АРЕ закупала вооружения, агрегаты и запчасти советского происхождения или советских типов и во времена жестокого "идеологического антагонизма" :-) Именно на коммерческой основе. Просто не у СССР. И уж тем более не от хорошей жизни. Чем нынешнее дело отличается от того, кроме возможности подзакупать мелочи напрямую?
Почему "ошибаюсь". Как раз подтверждаете мою точку зрения. Садат развернулся на 180 градусов, окончательно решив, что ему не по пути с СССР идеологически (заметим, позиция современной РФ более выигрышная в этом отношении). Однако привязанность к советскому снаряжению оказалась так велика, что все равно приходилось искать пути к советской технике. Когда же СССР исчез, и вместе с ним идеологический конфликт, вновь стали поднимать голову остатки старого просоветского лобби - теперь уже в пользу России и Украины. Что выразилось в небольших, но показательных заказах (Печора, Ан-72, грузовики). Могло бы зайти и дальше, если бы ощутимые финансовые дотации США.
Тогда как страны, где у СССР/России не было никакого старого и крупного задела, или остаются "пустыней" (Саудовская Аравия, Оман), или "осваиваются" очень медленно и с огромным трудом (Иордания, ОАЭ).
>Угу. А также Кувейт, ОАЭ, Греция, Кипр...
Эти примеры (также Южная Корея, Марокко, Малайзия) подтверждают, что закрепиться в "новой" стране, оттеснить уже имеющиеся иностранные лобби - задача исключительно трудная и медленная. Ведь российские позиции в этих странах все еще незначительны, при 10-, а то и 20-летних попытках внедриться. Даже там, где имеются благоприятные историко-культурные предпосылки, как в Греции.
Поэтому потенциально богатые страны, находящиеся во временном состоянии "бесхозности", то есть временно порвавшие с традиционными поставщиками (Венесуэла и Иран), представляют собой уникальный шанс внедриться прочно и надолго.
>Вся проблема только в целях покупателя и в наличии/отсутствии у него денег. Иначе в Вашу схему не укладываются страны, бывшие издавна советскими клиентами, но после отмены всех идеологических ограничений ставшие закупать технику, запчасти и услуги по модернизации не у пост-советского производителя.
Под данное определение подходит только Восточная Европа. У неё идеологические ограничения не только не исчезли, но усилились. Но теперь имеют противоположный знак.
Еще можно добавить Ирак, откуда советское/российское влияние удалили известно каким образом.
А вот из стран т.н. Третьего Мира не могу припомнить таких, чьи связи с СССР не перешли бы в связи С РФ.
>Сомнений нет в том, что оружие - политический фактор. Но особой лояльности оно в принципе не может гарантировать (вспомним весьма самостоятельных Ливию и Ирак, одновременно закупавших советское вооружение).
Не припомню, чтобы Ливия и саддамовский Ирак чем-то гадили Российской Федерации, в отличие от Саудии. Напротив, они не только закупали оружие, но и предоставляли крупные контракты и концессии гражданским российским компаниям. А какая еще от них нужна "лояльность"?
Поэтому было бы неплохо, если бы Иран стал бы, по отношению к России, саддамовским Ираком, а еще лучше - вторым Алжиром или Индией.
И будет очень плохо, если он станет садатовским Египтом или пост-хуссейновским Ираком. Те хотя бы далеко, а Иран находится близко.