WWII; Современность; Память; Искусство и творчество;
Эта тема будет вечной - в Питере тоже снимают "МИБ"
http://www.baltinfo.ru/stories/n57495
В Петербурге завершаются съемки телевизионного военно-фантастического фильма «КТО Я?» о Великой Отечественной войне. Первое, что обращает на себя внимание в работе молодой студии «Регард-Синема» – это то, что сюжет новой картины удивительно напоминает недавно вышедший в российский прокат «Мы из будущего» - и место действия, и само композиционное построение фильмов имеют несомненное сходство. С главным вопросом – зачем снимать кино, которое уже вышло на экраны, корреспондент Балтийского информационного агентства отправился на встречу с автором сценария и продюсером картины Сергеем Надеиным.
- Сергей, для начала расскажите, пожалуйста, о сюжете вашего фильма...
- Действие разворачивается в двух временных планах – в наши дни и во время обороны Ленинграда. Молодой человек, достаточно обеспеченный, имеет хобби - он «чёрный копатель». Но при раскопках на местах боёв его интересует лишь нажива. Натыкаясь на останки погибших солдат, он забирает награды и оружие, раскидывая кости и черепа. Однажды во время раскопок он подрывается на боеприпасе, и его душа по пути на тот свет застревает и попадает в тело офицера Красной армии, героя ордена Красной звезды. Начинается война, и волею судеб, сам того не желая, герой отправляется на ленинградский фронт, где ему предстоит узнать, что для него важнее – спасти собственную жизнь или отдать ее за свое Отечество.
- Как вы относитесь к тому, что вашу картину обязательно будут сравнивать с фильмом «Мы из будущего» - не опасаетесь ли обвинений в плагиате?
- Ну, во-первых, я, например, знаю четыре подобных сценария. То есть сюжет в свое время мог родиться одновременно у нескольких людей, причем независимо друг от друга. Во-вторых, конкретно этот сценарий был написан более трех лет назад. А в-третьих, несмотря на очевидное сходство сюжетов, между фильмами – огромная разница. Конечно, мы не можем, да и не собираемся тягаться с блокбастерами – у нас принципиально другие задачи. «Мы из будущего» - ударное молодежное кино, подгоняющее под рамки кинематографической условности и зрелищности историческую правду. Нам же хочется, чтобы зритель отнесся к происходящему на экране как можно более серьезно – из всех задач картины развлечение стоит далеко не на первом месте. Это не значит, что мы не хотим сделать зрелищное кино – уверяю вас, зрителю в нашем фильме будет, на что посмотреть. Просто видим свою цель не только в этом.
- Тогда в чем?
- Основной конфликт фильма - внутренняя драма отдельно взятого человека, столкнувшегося со своей судьбой и пытающегося ее обмануть. Главный герой – обычный и отнюдь не самый положительный – у него есть свои хорошие и плохие стороны, как у вас или у меня.
Ему не нужны ни эта война, ни этот бой, он хочет просто выжить. Это для него тем более важно потому, что в нашем времени жизни он уже лишился, и пытается найти себя хотя бы в прошлом. Главный вопрос, который задает себе наш герой, очнувшись в военном госпитале после взрыва, впервые увидев и не узнав себя в зеркале – кто я? Этот вопрос – один из лейтмотивов внутренних переживаний героя на протяжении фильма. Главной его задачей становится не погибнуть на войне, которая все равно кончится победой, и он следует ей до тех пор, пока ситуация не складывается так, что от него зависит исход боя, и тогда он бросается на врага. И погибает с улыбкой на устах, совершенно другим человеком. Настоящими героями становятся не по собственному желанию и даже не в силу сложившихся обстоятельств, а потому, что в какой-то момент просто нельзя им не быть. Весь наш фильм – о таких «героях поневоле».
- Как возникла идея подобного фильма?
- Отправной точкой стали рассказы моих родителей о войне и блокаде. Так получилось, что наше кино – своеобразное посвящение нас сегодняшних им, нашим отцам и дедам. К тому же у нас давно уже было стремление снять исторически достоверное кино о войне. Наша студия и я лично долго и плодотворно сотрудничаем с участниками военно-исторического движения. Среди них и реконструкторы, увлеченно воссоздающие сражения былых войн, и те самые «следопыты», занимающиеся поиском останков пропавших без вести солдат, перезахоронениями, поисками родственников погибших воинов, а также восстановлением поврежденной техники военных времен. Рано или поздно это сотрудничество должно было вырасти в некий совместный проект, которым и стал телевизионный фильм.
- Тогда ваш проект больше исторический, чем художественный?
- Не совсем так. Наша задача - сделать качественное кино, причем качественное во всех отношениях – и в плане режиссуры, и в плане драматургии, и, конечно, в плане истории. И вопрос тут не столько в документальной точности, сколько в том, удалось ли нам передать атмосферу Великой Отечественной, наглядно показать, что являлось причиной тех героических поступков, которые увидит зритель на экране. Просто так вышло, что именно с третьей - исторической составляющей картины мы знакомы лучше всего – в силу вышеперечисленных обстоятельств. Да, основной нашей специализацией до недавнего времени были неигровые картины. Нашей студией уже снят четырехсерийный документальный фильм – «Солдаты истории», посвященный как раз реконструкторам. Можно сказать, что это и мое увлечение – только с профессиональной стороны. Например, в недавнем высокобюджетном телесериале «Ленинград» я отвечал за «подвижной состав» - военную и гражданскую технику времен блокады. Где только ни приходилось искать эти автомобили, танки и пушки, однако это стало бесценным опытом, который во многом помог нам и в реализации нынешнего проекта.
- Как скоро сможет зритель увидеть картину на телеэкранах и кто из актеров занят в фильме?
- В данный момент мы закончили съемки и приступаем к монтажу. Когда картина выйдет на экраны – пока секрет. Что касается актеров – в фильме не будет громких имен, и это во многом связано с тем, что нам хотелось бы привлечь внимание зрителя не к известным лицам, а к происходящим событиям. На роль постановщика картины мы пригласили известного театрального режиссера Николая Феоктистова, художественного руководителя драматического театра «Визави», постановщика спектаклей в «Приюте комедианта». Вообще у киношников есть такая примета – не брать театральных режиссеров, но мы решили отступить от этого правила. С одной стороны мы не хотим быть заложниками условностей, а с другой – уверены в профессионализме нашего постановщика. К тому же у нас прекрасные монтажеры, да и вообще отличная команда.
- Насколько трудно молодой студии браться за такие масштабные проекты?
- Хотя это первый опыт «Регард-Синема» в художественном кино, однако наш энтузиазм подогревает то, что мы действительно увлечены общим делом. Плюс ко всему у нас достаточно большой опыт в документалистике, а тема Великой Отечественной войны близка не только нам, но и нашим друзьям и помощникам, членам военно-исторических организаций. Они и самые авторитетные наши консультанты – ведь каждый из них является первоклассным специалистом в истории военного костюма и техники, и непосредственные участники нашего фильма.
- То есть?
- Основной частью массовки картины стали именно «реконструкторы». Профессиональные актеры играли только самые главные роли. Весь рядовой состав, почти все офицеры, которых зрители увидят в фильме – историки-энтузиасты, одержимые идеей восстановления исторической правды о событиях более чем шестидесятилетней давности. Все военное обмундирование на экране – плод их кропотливого труда.
- Неужели для того, чтобы одеть солдат Великой Отечественной, не нашлось одежды в костюмерных петербургских киностудий?
- Представьте себе, нет. Первым делом мы, естественно, обратились на «Ленфильм». Где, как не на главной студии города, можно найти любые костюмы? Однако буквально сразу выяснилось, что именно военного обмундирования мы там достать не сможем – в костюмерных просто не оказалось мундиров и шинелей того времени. А все оружие, которое мы нашли на складах реквизита, оказалось бутафорским. Такое положение дел не укладывалось в наши принципы документальной точности, поэтому единственным решением было обратиться в военно-исторические клубы. Таким же образом был решен вопрос массовки. Кстати, все реконструкторы снимались у нас по собственному желанию.
- Почему?
- Причин к тому было несколько. Во-первых, главной мотивацией для участия в картине стала предельная историческая достоверность происходящего на экране. Как нам сказали сами реконструкторы: «Мы снимаемся у вас потому, что вы показываете правду». Это, между прочим, большая редкость в современном кино. А во-вторых, они просто дорожат своей собственной техникой и экипировкой – ведь она собиралась и восстанавливалась не один год собственными руками по архивным данным.
- А техника – тоже частная?
- Да, вплоть до танков. А мотоциклы были «ленфильмовские», однако сотрудники студии дорожат ими, как собственными. Вот вам ярчайший пример. У нас в одном эпизоде картины присутствует немецкий мотострелковый патруль. Так вот, нацистские солдаты на мотоциклах – работники «Ленфильма». Они просто не отдали свои машины в руки актеров, потому что слишком дорожат ими, собранными буквально на коленке, каждая гайка в которых – памятник истории, а каждая деталь оформления – не один месяц исторических изысканий. Нам буквально было сказано: «А если актер вообще водить не умеет? Это же не просто мотоцикл, это – уникальный экземпляр, настоящий раритет». Пришлось одеть их немцами, дать в руки автоматы – и вперед. У нас в фильме вообще вся техника – «родная», никаких подделок, и все в рабочем состоянии. Нам бы иного не позволили сами реконструкторы, ведь они были нашими самыми строгими судьями.
- То есть кино о войне снято во многом за счет «любителей войны»?
- Участники военно-исторических клубов интересуются прежде всего военной историей, а не войной как таковой. Их главная цель – сохранение памяти о прошедших войнах, но никак не пропаганда. Никто же на реконструкциях исторических битв не стреляет настоящими патронами. Есть такое очень верное выражение: если о войне начнут забывать, она начнется снова. Эти люди не хотят забывать о прошлом, чтобы не повторить его ошибок в будущем.
- Какие, по-вашему, выводы должен сделать зритель, посмотрев эту ленту?
- Прежде всего мы снимали картину для того, чтобы зритель задал самому себе главный вопрос – как бы он поступил, оказавшись на месте главного героя? Ведь это фильм не только о войне – это кино для нас и про нас, людей нашего времени. Что мы готовы сделать и чем сможем пожертвовать для своей страны? Нам не нужна война, чтобы доказать, что мы герои – нам нужно найти в себе тот самый дух, который присутствует в каждом защитнике Отечества.