От HorNet Ответить на сообщение
К Ibuki
Дата 18.11.2009 17:48:17 Найти в дереве
Рубрики Современность; Флот; ВВС; Версия для печати

тут не очень-то про линкор

>Еще линкор стал выходить из оборота, и при наличии его отсутствия под ватерлинию бить уже стало не так актуально, все остальные бомбы не держали.

Основная мысля Морозова такова - торпедоносная авиация берегового базирования не показала пика своей эффективности при атаках корабельных (особенно линейных) соединений в море потому, что не могла его показать. А не могла потому, что такая авиация - в основном средство борьбы на коммуникациях, а не ударный род сил флота. Иными словами, основная задача береговых торпедоносцев по их возможностям состояла как раз никак не в охоте на линкоры, а была такой же, как и у ПЛ - работа на коммуникациях, и основная цель, соответственно - транспорты противника.
Мол, те, кто это своевременно просёк, тот смог добиться некоторых результатов при умеренном уровне своих потерь (бритты и фошысты), а кто не врубился (японцы), тот вынужден был класть лётный состав и технику в очень малоэффективных попытках топить боевые корабли противника торпедами.
Другой вопрос - палубные торпедоносцы. Тут надо сказать, что практически заметные силы из этой категории, то есть британцы, японцы и мерикосы, в течении почти сего предвоенного времени ориентировали свои палубные торпедоносные силы именно против ЛК. Я Вам больше скажу, в 1939 году американские торпедоносцы учились наносить торпедные удары только по ЛК условного противника. Если же вылет был против авианосцев, TBD летали с бомбами. Существенные отвлечения этих сил на противоавианосную деятельность начались только с 1937-38. А в ходе войны, за исключением буквально нескольких моментов, ниу кого из них не было практических возможностей добросовестно налететь на линейные соединения противника, и переключаться пришлось на атаки именно авианосных соединений. Надо сказать, что доктрины всех трех авианосных флотов к 1941 изменили основную задачу палубной авиации как раз на уничтожение авианосцев врага. В ходе авианосных боев 1942 года на ТТВД выяснились некоторые особенности практики применения палубных торпедоносцев, и в первую очередь их тотальная уязвимость и потери на уровне, который существенно превышал довоенные ожидания на потери при атаке линкоров. Так история второй раз дала по носу палубному торпедоносцу, буквально к концу 1942 убрав его из лидирующих волн атак против вражеских авианосных соединений. Надо сказать, что это озарение настигло Нагумо сразу после Мидуэя и в бою у Восточных Соломон японские торпедоносцы так ни разу и не взлетели с кораблей Кидо Бутай. Торпедное лобби в штабе ОФ однажды сломало эту новую практику (у Санта-Круз), но потери снова оказались слишком высоки.
Поэтому палубным торпедоносцам USN и IJN пришлось остаток войны провести на вторых ролях и развивать хоть какую-то заметную активность только в случаях подтвержденного отсутствия у атакуемого противника заметного воздушного прикрытия. А это и есть бой в море Сибуян 24 октября 1944 года и потопление "Ямато" 7 апреля 1945. Поэтому вывод об эффективности воздушных торпед палубных самолетов против линкоров надлежит обязательно дополнять сентенцией "при остутствии у этих линкоров истребительного прикрытия". Когда оно было и нормально работало ("Церберус"), угроза линкорам от таких торпед становилась заметно ниже угрозы от других видов боевых средств, поражающих посредством подводных контактных взрывов - торпед ПЛ, НК, или мин, например.