Янычары, или "новые войска" (Jeni dscheri), созданные примерно в 1330 г., были пешими лучниками наподобие английских лучников того времени, но имели совсем иную организацию. Это - постоянное дисциплинированное войско. Английские лучники - также профессионалы, но это - наемники, вербуемые для данной войны и распускаемые после заключения мира. Они возвращаются к своей гражданской профессии или ищут другой военной службы, или же разбойничают и бродят по стране.
[Ганс Дельбрюк: История военного искусства: Часть четвертая. Позднее средневековье, С. 80. Г. Дельбрюк. История военного искусства, С. 2945]
Обязательным условием для поддержания в этом войске необходимых качеств и вместе с тем характерной чертой этого войска являлось абсолютно правильное и бесперебойное снабжение его продовольствием, и османские султаны добились того, чего не сумел добиться ни один христианский монарх того времени, - извлечения необходимых для этой цели средств от подвластных им подданных. Какое значение имел продовольственный вопрос во всей организации янычар, видно из забавных обозначений офицерских должностей: командир оды называется чорбаджи-баши, т.е. "раздатчиком супа", другой называется "главным поваром", третий - "квартирмейстером". Унтер-офицеры называются "погонщиками верблюдов".
[Ганс Дельбрюк: История военного искусства: Часть четвертая. Позднее средневековье, С. 81. Г. Дельбрюк. История военного искусства, С. 2946]
И про Никополь:
Успех был таким, каким никогда еще не был в эпоху крестовых походов. Во главе блестящего войска французских рыцарей стал юный граф де Невер, сын герцога Филиппа Бургундского.
[Ганс Дельбрюк: История военного искусства: Часть четвертая. Позднее средневековье, С. 85. Г. Дельбрюк. История военного искусства, С. 2950]
Одни французы собрали 1 000 рыцарей и пажей, а с вспомогательными комбаттантами, пожалуй, 2 500 человек; вся армия христиан насчитывала от 9 000 до 10 000 конных, из числа которых, за вычетом потерь во время похода и оставленных в гарнизонах, в сражении активно участвовало, примерно, 7 500 воинов, т.е. такое могучее воинство, что становятся понятными надменность и самонадеянность с которыми рыцари совершили
[Ганс Дельбрюк: История военного искусства: Часть четвертая. Позднее средневековье, С. 85. Г. Дельбрюк. История военного искусства, С. 2950]
этот невероятный поход и шли в бой.
[Ганс Дельбрюк: История военного искусства: Часть четвертая. Позднее средневековье, С. 86. Г. Дельбрюк. История военного искусства, С. 2951]
Неожиданное появление турок сразу же поставило армию христиан в очень плохое положение. Если бы в их распоряжении был хотя бы один день, то они двинулись бы навстречу туркам в открытую равнину; теперь же пришлось на виду неприятеля подниматься из долины, откуда ложбина вела на плоскогорье.
[Ганс Дельбрюк: История военного искусства: Часть четвертая. Позднее средневековье, С. 87. Г. Дельбрюк. История военного искусства, С. 2952]
Янычары ожидали их на позиции, защищенной и укрепленной легким палисадом, - точное подобие позиции английских стрелков при Азинкуре. Не исключена возможность того, что англичане прямо подражали янычарам; английские рыцари также принимали участие в этом сражении и были свидетелями успеха турок.
[Ганс Дельбрюк: История военного искусства: Часть четвертая. Позднее средневековье, С. 88. Г. Дельбрюк. История военного искусства, С. 2953]
Турецкие лучники занимали выгодную оборонительную позицию, а христиане дали себя спровоцировать на атаку этой позиции не сомкнутой массой, а разрозненными отрядами. Вдобавок Баязет приказал всадникам рассыпаться впереди янычар, а сам во главе сипаев спрятался за холмом.
[Ганс Дельбрюк: История военного искусства: Часть четвертая. Позднее средневековье, С. 89. Г. Дельбрюк. История военного искусства, С. 2954]