Дельбрюк - автор не первой свежести. Очень многое в его писаниях было подкорректировано за последние 100 лет.
> Янычары, или "новые войска" (Jeni dscheri), созданные примерно в 1330 г., были пешими лучниками наподобие английских лучников того времени, но имели совсем иную организацию. Это - постоянное дисциплинированное войско. Английские лучники - также профессионалы, но это - наемники, вербуемые для данной войны и распускаемые после заключения мира. Они возвращаются к своей гражданской профессии или ищут другой военной службы, или же разбойничают и бродят по стране.
>[Ганс Дельбрюк: История военного искусства: Часть четвертая. Позднее средневековье, С. 80. Г. Дельбрюк. История военного искусства, С. 2945]
Только часть англ. лучников набиралась "разово". Другая часть постоянно находилась в свитах графов и баронов, которые в качестве капитанов нанимались на королевскую службу уже с готовыми воинскими отрядами.
Как бы там ни было, многие позднесредневековые европейские государства (не только Англия) при необходимости набирали пехотные контингенты, способные противостоять янычарам.
> Обязательным условием для поддержания в этом войске необходимых качеств и вместе с тем характерной чертой этого войска являлось абсолютно правильное и бесперебойное снабжение его продовольствием, и османские султаны добились того, чего не сумел добиться ни один христианский монарх того времени, - извлечения необходимых для этой цели средств от подвластных им подданных. Какое значение имел продовольственный вопрос во всей организации янычар, видно из забавных обозначений офицерских должностей: командир оды называется чорбаджи-баши, т.е. "раздатчиком супа", другой называется "главным поваром", третий - "квартирмейстером". Унтер-офицеры называются "погонщиками верблюдов".
>[Ганс Дельбрюк: История военного искусства: Часть четвертая. Позднее средневековье, С. 81. Г. Дельбрюк. История военного искусства, С. 2946]
Английские лорды тоже как-то кормили свои свиты в мирное время, и в совокупности профессиональных солдат в них было не меньше, чем янычаров. Вся разница в том, что первые были распределены среди многих феодалов, а вторые содержались централизованно.
Однако речь шла о другом - о снабжении армии в походе (в любом случае, янычары составляли только небольшую часть стандартного турецкого войска). Тут турецкая организация в первые 200 лет была не лучше европейской, если вообще имелась.
>И про Никополь:
>Успех был таким, каким никогда еще не был в эпоху крестовых походов. Во главе блестящего войска французских рыцарей стал юный граф де Невер, сын герцога Филиппа Бургундского.
>[Ганс Дельбрюк: История военного искусства: Часть четвертая. Позднее средневековье, С. 85. Г. Дельбрюк. История военного искусства, С. 2950]
> Одни французы собрали 1 000 рыцарей и пажей, а с вспомогательными комбаттантами, пожалуй, 2 500 человек; вся армия христиан насчитывала от 9 000 до 10 000 конных, из числа которых, за вычетом потерь во время похода и оставленных в гарнизонах, в сражении активно участвовало, примерно, 7 500 воинов, т.е. такое могучее воинство, что становятся понятными надменность и самонадеянность с которыми рыцари совершили
>[Ганс Дельбрюк: История военного искусства: Часть четвертая. Позднее средневековье, С. 85. Г. Дельбрюк. История военного искусства, С. 2950]
>этот невероятный поход и шли в бой.
Это могучее якобы воинство (2,5 тыс. солдат - очень маленькое войско для Франции Столетней войны, когда собиралось и по 25 тыс., включая 6-8 тыс. рыцарей) было меньше по численности, чем турецкая армия.
И вводилось в бой по частям - французы атаковали в одиночку, пока большая венгерская часть оставалась лагере.
>[Ганс Дельбрюк: История военного искусства: Часть четвертая. Позднее средневековье, С. 86. Г. Дельбрюк. История военного искусства, С. 2951]
> Неожиданное появление турок сразу же поставило армию христиан в очень плохое положение. Если бы в их распоряжении был хотя бы один день, то они двинулись бы навстречу туркам в открытую равнину; теперь же пришлось на виду неприятеля подниматься из долины, откуда ложбина вела на плоскогорье.
>[Ганс Дельбрюк: История военного искусства: Часть четвертая. Позднее средневековье, С. 87. Г. Дельбрюк. История военного искусства, С. 2952]
>Янычары ожидали их на позиции, защищенной и укрепленной легким палисадом, - точное подобие позиции английских стрелков при Азинкуре. Не исключена возможность того, что англичане прямо подражали янычарам; английские рыцари также принимали участие в этом сражении и были свидетелями успеха турок.
>[Ганс Дельбрюк: История военного искусства: Часть четвертая. Позднее средневековье, С. 88. Г. Дельбрюк. История военного искусства, С. 2953]
Неправ тут Дельбрюк. Англичане начали использовать рогатки задолго до Азенкура. Поэтому сейчас считается, что это турки переняли данный тактический прием, применявшийся английскими наемниками в Италии в конце 14 в. (Хоквудом, в частности).
>Турецкие лучники занимали выгодную оборонительную позицию, а христиане дали себя спровоцировать на атаку этой позиции не сомкнутой массой, а разрозненными отрядами. Вдобавок Баязет приказал всадникам рассыпаться впереди янычар, а сам во главе сипаев спрятался за холмом.
>[Ганс Дельбрюк: История военного искусства: Часть четвертая. Позднее средневековье, С. 89. Г. Дельбрюк. История военного искусства, С. 2954]
И тем не менее французские рыцари, спешившись, забрались на эту укрепленную позицию, опрокинули и погнали янычар. Но собраться и вновь сесть на коней они уже не успели - были атакованы и окружены конным резервом во главе с Баязидом.
Если бы в этот момент на помощь французам подоспела бОльшая венгерская часть армии, произошел бы перелом в пользу христиан. На практике вышло, что их разбили по частям. Но примечательно, что относительно небольшой французский контингент смог создать такую угрозу туркам.