>>Это-то не фокус, тут легко теории строить. А вот каким образом отсталая Европа выскочила вперёд мусульманского мира - до сих пор не понимю, хотя читал много разного.
>Есть мнение :) что главная причина в мусульманском запрете на ростовщичество. Отсутствие кредита практически выключает переборный алгоритм технологий и приводит к застою.
"К слову сказать, эту тему достаточно подробно и внимательно в 60 годах прошлого века рассмотрел французский востоковед Максим Роденсон в своей книге «Ислам и капитализм». Сразу скажу, он сделал вывод, что не существовало в принципе в исламской культуре, в исламской цивилизации каких-то тормозов или ограничений для развития капитализма, в частности в связи с этим ссудным процентом.
Прежде всего, он на основе ряда востоковедных арабистических выкладок показал, что в принципе запрет, который существует в Коране на ссудный процент, на лихву, на риба, не вполне четок в том отношении, что слово «риба» в VII веке, когда пророку Мухаммеду был ниспослан Коран, употреблялось в разных смыслах. И не исключено, что один из вариантов ссудного процента запрещался и осуждался, скажем, слишком большой ссудный процент, при котором, например, за какую-то ссуду должны были выплачивать 100% от суммы, т.е. удваивать ее по истечении определенного срока. Но дело не только в этом, но и в том, что этот запрет обходился в реальной экономике исламской культуры и исламской цивилизации. Было достаточно большое количество книг, трактатов, которые позволяли обойти этот запрет, причем не нарушая шариатских принципов, установлений ислама. Это отчасти похоже на различные схемы уплаты налогов. В принципе можно найти такую схему, которая не является противозаконной, криминальной, но все-таки позволяет снизить расходы.
И средневековые мусульмане, для которых очень важной была шариатская квалификация тех или иных действий, разработали целую систему для того, чтобы обойти этот запрет. Приведу один пример. Скажем, если человеку нужна была какая-то сумма, он шел к ростовщику, а ростовщики располагали финансовым капиталом. И в этом случае человек брал заем под определенные проценты. Но, и это очень важный момент, этот заем оформлялся особо. Существовал специальный термин «двойная покупка» или «двойная продажа». Подразумевалось то, что ростовщик не предоставлял заем, а оформлял договор купли-продажи, предположим, на книгу. Заемщик получал книгу и должен был уплатить за нее, скажем, 130 динаров по прошествии определенного времени, скажем, года. Заемщик тут же продавал эту книгу обратно кредитору, но не за 130, а за 100 динаров. Тем самым он получал на руки 100 динаров и должен был выплатить кредитору спустя год 130 динаров. И здесь займа как такового не было, что очень важно иметь в виду. Т.е. юридически и вербально, терминологически — это были две покупки."