От badger Ответить на сообщение
К K Kushnir Ответить по почте
Дата 17.12.2009 19:45:50 Найти в дереве
Рубрики WWII; ВВС; Версия для печати

Re: я, конечно,...

>Встречній вопрос - завод на котором можно производить суперишак и завод на котором можно производить половинку М-90? ...

"Родным" для М-90 был 29 завод в Запорожье, который после эвакуации в Омск занимался обеспечением существующего парка Ил-4 моторами М-88

В августе 1941 г., в связи с приближением фронта к Запорожью, завод № 29 был эвакуирован в Омск. Здесь под руководством Е.В. Урмина продолжались работы по двигателям М-88Ф, М-89 и М-90.

Мотор М-90 был начат еще А.С. Назаровым и выполнялся группой конструкторов под руководством А.М. Анашкина, Г.П. Водолажского и А.В. Выгодина. Затем к ним подключился В.Г. Федичев, который стал ведущим конструктором по мотору М-90. Этот двигатель имел взлетную мощность 2000 л.с.

Необходимо отметить, что в работах по созданию редуктора двигателя М-90 принимал активное участие В.А. Лотарев, в дальнейшем ставший приемником А.Г. Ивченко на посту генерального конструктора ЗМКБ "Прогресс".

Свою работу в ОКБ завода № 29 В.А. Лотарев начал в 1939 году после окончания Харьковского авиационного института (ХАИ).
В августе 1942 г. на самолете Су-4 были проведены летные испытания мотора М-90. Однако, из-за трудностей, обусловленных военным временем, работы по доводке М-90 были прекращены, а мотор М-89 был выпущен малой партией в количестве немногим более 100 шт.

В условиях войны основной задачей конструкторов завода стало обеспечение бесперебойного производства моторов М-88Б (для бомбардировщиков Ил-4 и торпедоносцев Ил-4Т), а также высокой надежности их эксплуатации. Поэтому существенно возросла роль серийного конструкторского бюро и в связи с этим А.Г. Ивченко, сменивший в 1942 г. на должности начальника СКБ погибшего в авиакатастрофе Г.П. Водолажского, был назначен также заместителем главного конструктора по серийному производству.


СТАНОВЛЕНИЕ КОНСТРУКТОРСКОЙ СЛУЖБЫ ОАО "МОТОР СИЧ"

http://engine.aviaport.ru/issues/58/page08.html


Про производство И-16 - открываем вики и смотрим таблицу "Производство" из Маслова:

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98-16

Видимо что производили 4 завода И-16:

№39 - Москва
№21 - Горький
№153 - Новосибирск
№458 - Ростов-На-Дону

Сразу отмечаем что 39 завод прекратил производство И-16 ещё в 36 году, 21 завод был основным производителем, и 21 и 153 заводы производство И-16 прекратили в 41 году, а 458 завод начал производить И-16 только в 41 году.

Учитывая что 21 и 153 заводы перешли на производство ЛаГГ-3 (который как бы попредпочтительнее мифического "суперишака" будет), остается 458 завод, про который и почитаем подробнее у Маслова:

АВИАЗАВОД № 458

Последним авиазаводом, выпускавшим самолеты типа И-16 (а если быть точнее, УТИ-4) стал авиазавод №458. История самого завода такова.

В 1939 году в связи с правительственными решениями увеличения выпуска самолетов, в авиапромышленность были переданы некоторые производства других отраслей. Так был передан во владение НКАП автосборочный завод «РАЗ» в Ростове-на-Дону, который занимался сборкой нижегородских грузовиков-полуторок. Однако в 1940 году завод еще собирал грузовики ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ, причем количество собранных здесь машин — 20250 штук — говорит о приличном размахе производства. Тогда же, в 1940 году в Ростов-на-Дону стала поступать с авиазавода №21 техдокументация, оснастка, детали (30 комплектов) для производства УТИ-4.

Начиная с марта 1941 года, начался выпуск самолетов. В помощь новому авиазаводу была выделена Ростовская фабрика имени Урицкого (изготовление фюзеляжей) и завод №457 в городе Запорожье (шасси). С началом войны авиазавод №458 был эвакуирован в город Баку, где производство УТИ-4 было продолжено. Всего в Ростове-на-Дону до эвакуации было построено 310 УТИ-4, еще 146 подверглось капитальному ремонту. 46 учебных машин завод изготовил до конца года уже на новом месте, в Баку. Там же, в Баку в конце года появилась, пожалуй, последняя модификация И-16 — боевой вариант УТИ-4, обозначенный как тип 15б.

Учебная машина для этой цели была доработана следующим образом. В центроплане крыльев устанавливались два крупнокалиберных несинхронных пулемета Березина. На консолях крыла устанавливались по три «флейты» для PC-82 (всего шесть) и бомбодержатели с И-153 для 50 кг бомб (по одному держателю на крыло). Для стрельбы и бомбометания в передней кабине устанавливался коллиматорный прицел ПБП-1А. Задняя кабина в случае боевого применения закрывалась дюралевым колпаком. Боевой вариант УТИ-4 проходил испытания на аэродроме 480-го авиаполка в местечке Кишлы и в 266 авиаполку в местечке Шехикай, в 60-ти километрах от Баку. Было признано, что тип 15б по мощности вооружения превосходит другие типы И-16, диапазон использования машины шире, и, главное, имеется возможность переоборудовать ранее построенные УТИ-4. Вся работа вместе с выводами была закончена в январе 1942 года. Однако неизвестно, выпускались ли боевые УТИ-4. Скорее всего, нет и вероятно те 83 экземпляра, изготовленные заводом №458 в 1942 году были обычными, учебными. Вообще, это были последние серийные «ишачки». Завод №458, который объединился с еще рядом эвакуированных заводов завалили к тому времени огромным количеством необходимых фронту заказов. Там были и бензобаки для СБ, амортизаторы ТБ-3, детали для ППШ, реактивных минометов «Катюша» и многое другое. И-16 уже более не заказывался.


http://militera.lib.ru/tw/maslov/01.html


Выясняется что завод производил до 41 года грузовики, и только в марте 41 начал выпуск самолётов, эвакуировался в Баку.

Дальнейшая судьба завода (уже прекратившего выпускать И-16):

Перевод в Москву:

№ 1398сс 06.03.1942 Постановление ГКО О переводе завода № 458 из г. Баку в г. Москву

http://rkka.ru/handbook/doc/gko/gko42.htm

В хронологии Родионова этот перевод описан как :

6 марта 1942 г. в соответствии с постановлением № ГОКО-1398сс и приказом № 227сс от 21.03.1942 г. в Москву на завод № 23 (планировалось сначала на завод № 81) переведен к 05.1942 г. завод № 458 НКАП из Баку со всем оборудованием и личным составом и влит в его состав (10776).

http://www2.warwick.ac.uk/fac/soc/economics/staff/academic/harrison/aviaprom/ver7/


458 завод прекратил своё существование, 23 завод на тот момент делал Ил-4, в 44 перешёл на Ту-2...