От Д.И.У. Ответить на сообщение
К Сибиряк Ответить по почте
Дата 24.12.2009 16:38:29 Найти в дереве
Рубрики Современность; Локальные конфликты; Версия для печати

Re: [2Сибиряк] Когда

>я понимаю ваше стремление видеть в Амбале только ясина, но Кузьма Киевлянин по свидетельству одной из древнейших летописей прямо величает его еретиком и жидовином. Эти слова только в наше время выглядят просто ругательствами, а в средние века имели вполне конкретный смысл. И их сочетание применительно к одному персонажу тоже имеет вполне понятное значения, как я указал выше.

Так его называет Ипатьевская летопись, вторая по старшинству - "Амбале вороже! сверзи ковер ли что ли, что постьлати или чим прикрыти господина нашего". И рече Амбал: "иди прочь, мы хочем выверечи псом". И рече Кузмище: "о еретиче! уже псом выверечи? помнишь ли, жидовине, в которых порътех пришел бяшеть? ты ныне в оксамите стоиши, а князь наг лежить; но молютися, сверзи ми чтолюбо".
Старейшая Лаврентьевская летопись именует его Ясином, и только.

Однако слишком смелое допущение видеть в данном словесном обороте указание на иудейское вероисповедование, не говоря уже о еврейском происхождении. Сомнительно, чтобы приближенный ключник А.Б., фактически домоуправитель, и зять боярина Петра Кучки мог быть иудеем.
Скорее всего, оборот чисто риторический и аллегорический - под "жидовином" подразумевается "предатель" и святотатственный убийца, поступивший с А.Б. как иудеи с Христом.
Вполне обычные словеса для средневековых писаний монастырского происхождения. Не стоит примитизировать клириков, цветистый слог был им не чужд.