От Сибиряк Ответить на сообщение
К Д.И.У. Ответить по почте
Дата 24.12.2009 20:32:15 Найти в дереве
Рубрики Современность; Локальные конфликты; Версия для печати

Re: [2Сибиряк] Когда



>Так его называет Ипатьевская летопись, вторая по старшинству - "Амбале вороже! сверзи ковер ли что ли, что постьлати или чим прикрыти господина нашего". И рече Амбал: "иди прочь, мы хочем выверечи псом". И рече Кузмище: "о еретиче! уже псом выверечи? помнишь ли, жидовине, в которых порътех пришел бяшеть? ты ныне в оксамите стоиши, а князь наг лежить; но молютися, сверзи ми чтолюбо".

Вы к сожалению пропустили начало, где я уже цитировал этот отрывок.

>Старейшая Лаврентьевская летопись именует его Ясином, и только.

Ипатьевскую летопись едва ли можно считать менее достоверной, чем Лавретьевскую при описании событий 12-13-го веков. Это далеко не единственный случай, когда Ипатьевская, южная летопись, дает интереснейшие детали, отстутствующие в Лаврентьевской.

>Однако слишком смелое допущение видеть в данном словесном обороте указание на иудейское вероисповедование, не говоря уже о еврейском происхождении. Сомнительно, чтобы приближенный ключник А.Б., фактически домоуправитель, и зять боярина Петра Кучки мог быть иудеем.

я уже отметил, что скорее всего он был крещеным евреем.

>Скорее всего, оборот чисто риторический и аллегорический - под "жидовином" подразумевается "предатель" и святотатственный убийца, поступивший с А.Б. как иудеи с Христом.

Про Иуду в том фрагменте вспоминают отдельно, также как про одного из слуг Святополка, участвовашего в убийстве Глеба. Жидовином назван лишь единственный из участников заговора, причем несомненный иноземец.
Вообще здесь допустимы различные версии. Версия о том, что перед нами действительно выходец из среды кавказских евреев ничуть не хуже и не слабее вашей. Не вижу оснований отказываться от нее лишь в угоду профессиональным борцам с антисемитизмом.

>Вполне обычные словеса для средневековых писаний монастырского происхождения. Не стоит примитизировать клириков, цветистый слог был им не чужд.

тем не менее, как-то не припомню других случаев, когда некоего изверга-предателя походя называют еще и жидовином.