>>Однако слишком смелое допущение видеть в данном словесном обороте указание на иудейское вероисповедование, не говоря уже о еврейском происхождении. Сомнительно, чтобы приближенный ключник А.Б., фактически домоуправитель, и зять боярина Петра Кучки мог быть иудеем.
>
>я уже отметил, что скорее всего он был крещеным евреем.
Нет для подобного мнения оснований в тексте. Это чистый домысел.
>>Скорее всего, оборот чисто риторический и аллегорический - под "жидовином" подразумевается "предатель" и святотатственный убийца, поступивший с А.Б. как иудеи с Христом.
>
>Про Иуду в том фрагменте вспоминают отдельно, также как про одного из слуг Святополка, участвовашего в убийстве Глеба. Жидовином назван лишь единственный из участников заговора, причем несомненный иноземец.
Вот именно это начало эпизода с убийством А.Б. и свидетельствует, что сравнение с "жидами" как преступниками-святотатцами не более чем риторический оборот. Князь называется "страстотерпцем", "боголюбивым", "кровь проливающим за Христа", а про его убийц в самом начале говорится: "И бе у него Яким слуга взълюбленый им, и слыша от некого, аже брата его князь велел казнить, и устремися дьяволим научением, и тече вопия к братьи своей, к злым съветником, якоже Июда к Жидом, тесняся угодити отцю своему сотоне, и почаша молвити: "день того казнил, а нас заутра; а промыслимы о князе сем" - и съвещаша убийство на ночь, якоже Июда на Господа". Далее А.Б. в собственной речи приравнивает себя к Христу и правоверным бибилейским царям и священномученикам, прилившим кровь от окаянных. Ясно, что автор приравнивает 20 заговорщиков к "жидам", а их вождей к Иуде в переносном смысле, и дальнейшее называние Амбала "жидовином" всего лишь продолжает эту тему.
>Вообще здесь допустимы различные версии. Версия о том, что перед нами действительно выходец из среды кавказских евреев ничуть не хуже и не слабее вашей. Не вижу оснований отказываться от нее лишь в угоду профессиональным борцам с антисемитизмом.
>>Вполне обычные словеса для средневековых писаний монастырского происхождения. Не стоит примитизировать клириков, цветистый слог был им не чужд.
>
>тем не менее, как-то не припомню других случаев, когда некоего изверга-предателя походя называют еще и жидовином.