Я вас приветствую! Хррр. Хрррр. Ххуррагх!
>я понимаю ваше стремление видеть в Амбале только ясина, но Кузьма Киевлянин по свидетельству одной из древнейших летописей прямо величает его еретиком и жидовином. Эти слова только в наше время выглядят просто ругательствами, а в средние века имели вполне конкретный смысл. И их сочетание применительно к одному персонажу тоже имеет вполне понятное значения, как я указал выше.
В НIЛ, летописец, описав победу Александра на Чудском озере и его торжевственный въезд в Псков патетически восклицает: "О, невегласии Псковици! аще се забудtnt до правнучатъ Александровъ, уподобитесь жидомъ, ихже пропита Господь в пустыни крастели печены и си всехъ забыша Бога своего, изведшаго работы Египетския"
В данном случае летописец не имеет в виду, что псковичи обрежутся, он просто говорит, что их предательство будет подобно предательству иудеев, забывших бога, который вывел их из Египта.
Понимаете, тогда все были православные - такое уж было время. Возможно, сибиряку это понять непросто, но для русского это очевидно. И русский книжник, бывший прежде всего монахом, духовным лицом, искал аналогии именно в Священном Писании. Поэтому, описывая негодование Кузьмы на Анбала он вкладывает в его уста три тягчайших оскорбления, при том, что род, т. е. национальность Анбала точно указаны ранее.