|
От
|
Д.И.У.
|
|
К
|
Toobeekomi
|
|
Дата
|
22.01.2010 02:13:32
|
|
Рубрики
|
WWII; Современность;
|
|
Эти вопросы явно не ко мне
По правде говоря, над такими вопросами я как-то не задумывался. Нельзя объять необъятное.
Это вопросы очень сложные и объемные. Их нельзя рассматривать вне исторического и территориального контекста. "Еврейские" регионы вошли в РИ как-бы извне, они были приобретены в ходе раздела Речи Посполитой с "унаследованием" уже сложившихся в РП отношений, таких как союз евреев и поляков против угнетенного православного населения. Т.е. евреи с самого начала оказались на "нелояльной" стороне, и РИ на них реагировала как на некий ненужный и нежелательный довесок к ценному приобретению.
Черта оседлости родилась из нежелания допускать этот "вынужденно приобретенный довесок" на старые "лояльные" территории.
>1. Насколько остро стоял еврейский вопрос в РИ и в частности при Николае II? Правильно ли он решался? Была ли практическая необходимость в "черте оседлости"?
Судя по погромам в царское время и Гражданскую войну, по массовой еврейской эмиграции и по активнейшему участию евреев в революционном движении, вопрос стоял остро.
Судя по плачевным результатам, вопрос этот решался неправильно.
Как было бы правильно - не берусь судить. Вариантов два - испанский и австрийский. Испанский - это насильственная репрессивная ассимиляция с выживанием упорствующих в эмиграцию. В результате от евреев (и мавров) избавились в исторически короткие сроки, но получили два века злобного североафриканского пиратства (где обосновались бедные беглецы) и болезненные осложнения в Нидерландах (где засели богатые беглецы).
Напротив, либеральный вариант - это отмена черты оседлости, полная легализация иудаизма и уравнение в правах. Теоретически это могло привести к постепенной полуассимиляции и смягчению нравов ("русские евреи" стали бы такими, как богемский полуеврей-полунемец Кафка или позднесоветские евреи). Однако вставать на этот путь надо было не при Николае 2-м, а при Екатерине 2-й, ввиду его медленности. При Николае 2-м, когда радикализация уже накопилась, резкое отпускание вожжей могло, напротив, ускорить революцию или вызвать раскол в верхах.
Был выбран некий средний путь, вероятно, худший из всех - но это было неизбежно. Такое было мышление у людей - и резать евреев-иудеев-христопродавцов они были не готовы, и считать равными себе тоже.
>2. Так ли уж актуален был "еврейский вопрос" в Германии после ПМВ и каким образом можно было бы его решить в альтернативу нацистам?
И это совершенно не область моего знания.
Наверное, вопрос был актуален - раз столь многие были им озабочены и он находил такой отклик в массах.
Однако главным он определенно не был - как и перед русской революцией.
Наверное, веймарская республика решала его правильно - то есть не решала вообще, предоставив евреям полное равноправие и надеясь, что вопрос сам рассосется. Может быть, и рассосался бы - как во Франции и прочих европейских странах. Но вот нацистам нужен был символ злодейства и козел отпущения для "консолидации нации" на негативной основе. В силу своей "особости" евреи хорошо подошли на эту роль.