От Samsv Ответить на сообщение
К Artem Drabkin Ответить по почте
Дата 26.01.2010 19:41:38 Найти в дереве
Рубрики WWII; Армия; Артиллерия; Версия для печати

У Надысева есть в мемуарах.

>Добрый день,

>Какое вооружение имел 34 отдельный дивизион особой мощности на весну 1945? На 1941 у него были 280-мм мортиры БР-5. Поменяли им на 203 или нет?

Приветствую! У Надысева есть в мемуарах:

В последних числах января перед штабом артиллерии фронта была поставлена задача: в кратчайший срок перебросить по железной дороге из-под Радома в Познань 122-ю и 184-ю гаубичные артиллерийские бригады большой мощности и 34-й отдельный артиллерийский дивизион особой мощности (калибром 280 миллиметров). Эта вроде бы простая задача в действительности оказалась очень сложной, и успешно разрешить ее удалось только благодаря совместным усилиям офицеров штаба артиллерии и отдела военных сообщений фронта.

Ко времени описываемых событий осуществить намеченную перевозку можно было, лишь используя подвижный состав Польши, который находился тогда в полуразрушенном состоянии. Но когда штаб артиллерии подал заявку на железнодорожную перевозку, в отделе военных сообщений еще не знали не только состояния подвижного состава, но и того, где он находится. Тем не менее отдел, как всегда, очень энергично взялся за выполнение нашей заявки. Обстановка требовала большой оперативности, и несколько офицеров ВОСО на самолетах ПО-2 вылетели на разведку в разных направлениях вдоль железнодорожных путей, разыскивая подвижный состав на станциях и в тупиках.

По окончании воздушной разведки началось стягивание подвижного состава на определенные станции и приведение его в относительный порядок. Затем эшелоны были сформированы и поданы под погрузку в Радом. Но вряд ли это было бы своевременно сделано, не приди нам на помощь польские железнодорожники, в первую очередь машинисты, которые не жалели сил, чтобы помочь Красной Армии.

Много пришлось потрудиться личному составу частей, чтобы увеличить грузоподъемность платформ.

Непростой оказалась и еще одна задача: найти станции выгрузки. Многие станции были разрушены, и разгрузка на них орудий большой мощности и тракторов совершенно исключалась. Длительные поиски офицеров [226] штаба артиллерии фронта Сапкова и Турбина увенчались успехом. Подходящей оказалась станция Машенин, расположенная в стороне от основной железнодорожной линии, идущей к Познани. Общие усилия увенчались успехом: перевозка артиллерии большой и особой мощности из Радома под Познань была осуществлена вовремя. После выгрузки части совершили марш, 9–10 февраля прибыли в Познань и поступили в распоряжение заместителя командующего артиллерией 8-й гвардейской армии.

Части большой и особой мощности включились в бои за овладение городом. И хотя они действовали, как обычно, с закрытых огневых позиций, с 10 по 17 февраля их огнем было разрушено 77 каменных зданий и 8 дотов. Решающую же роль эти части сыграли при штурме крепости. Огнем орудий большой мощности разрушались форты, крепостные сооружения, проделывались проходы в толстых крепостных стенах. С этой целью орудия большой мощности выдвигались на открытые позиции для стрельбы прямой наводкой. 34-й дивизион особой мощности и во время штурма крепости оставался на закрытых огневых позициях.

[ http://militera.lib.ru/memo/russian/nadysev_gs/05.html ]

С уважением, Samsv, http://samsv.narod.ru