От Роман Алымов Ответить на сообщение
К И. Кошкин Ответить по почте
Дата 11.02.2010 15:09:11 Найти в дереве
Рубрики Униформа; Версия для печати

Re: Ты вообще...

Доброе время суток!
Доброе время суток!
Государственное решение там для квазигосударственного казачьего образования (которое государством по факту не являлось, но уже было отдельной организованной силой, далёкой от чистого бандитизма).
Насчёт "чуть не втравили в войну с Турцией" -тоже отнють не однозначно - с одной стороны московское государство не имеет возможности выступить на стороне казаков, но с другой стороны все понимают, что дело они делают общерусское, поэтому казацких послов жалуют и чествуют (за что турки Москву укоряют, но ввиду непорядка в своём государстве не могут устроить большую войну - локальную же проигрывают).
"8 октября 1641 года атаман Осип Петров послал в Москву посольство с атаманом Наумом Васильевым, есаулом Федором Поршина и 24 казаков, особо отличившихся, с подробною боевою росписью и изложением хода защиты Азова. Казаки просили царя взять под свою опеку Азов и прислать воеводу для принятия крепости, ибо им, казакам, защищать Азов нечем. Присланных казаков в Москве приняли с честью, наградили их, по окладу, великим жалованием, чествовали и угощали. Решение, взять ли Азов, или отдать его по-прежнему, туркам, было поручено боярину Морозову. Атаман и казаки доказывали выгоды владения Азовом, но переговоры тянулись более месяца и не привели ни к чему.
.......
Вслед за ними в Москву явилась новая станица с наказом убедить бояр взять Азов и поскорей послать воевод с войском, и утверждали, "что, если Азов будет за нами, то никогда уже поганые татары не придут воевать и грабить московские владения". Царь повелел собрать Великий Собор в Москве, и он собрался 3 января 1642 года. На Соборе присутствовали патриарх, митрополит Крутицкий, знатнейшее духовенство, бояре, окольничие, думные люди и все другие сословия. Думный дьяк Лихачев объявил царскую волю, по которой требовалось мнение от государственных чинов. За исключением представителей городов Новгорода, Смоленска, Рязани и других окраинных, мнение Собора было уклончиво и сводилось к тому, чтобы удержание Азова возложить на казаков, или же просто, положить на решение царя. "Как угодно царю и боярам, так и будет" - было общим решением.
.......
Спустя четыре месяца после решения Собора на Дон была отправлена грамота с есаулом Родионовым и 15 казаками, а также с ними был послан дворянин Засецкий. Проезжая переправу на Донце, казаки попали в засаду турок. Засецкому с несколькими казаками удалось ускакать и привести грамоту на Дон, в которой писалось: "Ведомо нам учинилось заподлинно, что Ибрагим, осадя Азов, отправил сильную рать воевать нашу украину, и всех христиан, находящихся в его владениях, велеть побить. Нашей же рати за краткостью времени не успеть притти под Азов, принять его и вооружить, как вы сами неоднократно писали, что в разоренном Азове держаться невозможно, но, дабы напрасно не пролить христианской крови, повелеваем вам - атаманам и казакам и всему великому Войску Донскому Азов оставить и возвратиться по своим куреньям, или отойти на Дон, куда пригодно будет. Будьте добрыми и послушными подданными и на Нашу царскую милость и щедроты всегда благонадежны. Если же ослушаетесь, то ни милости, ни помощи, ни защиты от меня, царя, не ожидайте, а себя за напрасное пролитие крови вините".
В общем, решение отказаться от использования успеха казаков в Азове далось московскому государству нелегко. А в последующих боях с татарами казаки вообще выступили на порядок лучше присланных стрельцов:
" С донесением о боях с татарами в Москву была отправлена станица с атаманом Васильевым. 25 сентября 1645 года царь ответственной грамотой благодарил казаков за мужество и храбрость "бившихся честно жалуем и милостиво похваляем и посылаем вам, нашему донскому войску, атаманам и казакам нашего царского величества знамя, да впредь на Нашу царскую милость будьте надежны. Тех же вольных людей и штатных стрельцов, которые при отходе разбрелись и струги ваши вверх по Дону порастаскали и порубили, велели бить кнутом, чтоб такое воровство другим было не в повадку. Крымцев и ногаев воевать, а с туркскими людьми под Азовом жить мирно повелеваем".

В общем, для современников всё было отнють не однозначно - не менее неоднозначно, чем решение поддерживать/не поддерживать ЮО и Абхазию на нашей памяти.
С уважением, Роман
С уважением, Роман