>>В действительности иранская авиационная промышленность создана в последние 20 лет, без какого-либо американского участия, и с существенным участием России и Украины.
>
>это не так, их авиапредприятия основаны при шахе на западной технологической базе. Соответственно и школа подготовки специалистов западного происхождения.
Это древность, имеющая очень относительное значение. И оборудование закуплено в последние годы (и не в США, а в Зап. Европе и Японии), и кадры в значительной степени подготовлены в МАИ.
Хотя в целом иранская техническая элита безусловно ориентирована на "запад", не только в авиастроении, а вообще и во всем.
>>Причем все иранские модели боевых реактивных самолетов остаются в стадии прототипов и предсерийных образцов - ни один пока не выпущен в количестве хотя бы десятка штук. И уровень их убогий - модернизированный Ф-5Е.
>
>тем не менее, они до сих пор поддерживают в летном состоянии американские самолеты 70-х годов, что тоже не так уж плохо. Сравните это с Ираком, в котором за несколько лет блокады не осталось ничего летающего-боеспособного.
а) это авиаремонт с модернизацией, не авиастроение 9предполагающее не только полный цикл производства, но и серьезную конструкторскую школу);
б) Иран невозможно сравнивать с Ираком 90-х, на нем нет настоящих санкций.
>>В общем, пример Ирана доказывает, что создание с нуля серьезного авиастроения только с "опорой на собственные силы" сегодня невозможно.
>
>понятно, что дело архисложное, но достаточно очевидно, что иранцы вполне сознательно не идут на установление зависимости в этой области от постсоветского пространства.
Естественно, Иран по-прежнему провозглашает себя исламистским государством (коим Россия определенно не является). По большому счету, Россия для ИРИ - "малый сатана" (с которым имеют дело вынужденно), а не союзник.
Однако из этого совершенно не следует, что в случае перехода с исламистских на националистические рельсы Иран будет отказываться от российских двигателей, радаров, ракет, лицензий, технических консультаций и проч. Вполне может стать второй Индией.