От Д.И.У. Ответить на сообщение
К Олег... Ответить по почте
Дата 10.03.2010 14:35:37 Найти в дереве
Рубрики Древняя история; 11-19 век; Фортификация; Версия для печати

Re: Не заю,

>>Самой грандиозной и значимой, особенно с учетом короткого времени постройки, была _3 - Белгородская черта (1636-1640 гг.)_ , позже продолженная как Симбирская.
>
>>Однако сравнивать её с ВКС неправомерно - южная линия была не столько оборонительной, сколько сигнальной.
>
>Не совсем понял фразу. Какая южная линия?

Белгородская линия конца 1630-х гг., построенная после русско-польской войны 1632-34 гг. (проигранной отчасти потому, что помещики боялись отправляться в западные походы из-за угрозы татарских налетов на оставшиеся беззащитными имения).
Смысл линии был в том, чтобы сделать невозможным незаметное проникновение крымско-ногайских отрядов на север: большая орда могла, конечно, прорвать линию валов и рвов, но всегда оставляла следы, сразу обнаруживаемые патрулями. Это давало возможность своевременно известить глубинные районы, в крайнем случае, собрать войска для перехвата орды на обратном пути, когда она обременена добычей.
Подход оказался очень успешным, последний крупный и глубокий крымский набег на собственно русские земли датируется 1637 г.
В результате была быстро и сплошняком заселена обширная полоса черноземных земель (Липецк, Тамбов, Воронеж и т.д.), что резко расширило ресурсы государства.
Через десятилетие линия была постепенно продолжена на восток (Симбирская линия) и создан "ахтырско-харьковский плацдарм" (силами беглецов с Украины, но за царский счет).

Поэтому белгородская линия занимает особое место в числе прочих - по новаторству (вынесение "сплошной укрепграницы" далеко вперед), интенсивности затрат, успешности и результатам стратегического значения.