Alastair Reynolds “Chasm City”
Пер. с англ. А. Юрчука – М.: ООО «Издательство АСТ»: ОАО «ЛЮКС», 2004. – 617 с. – (Золотая библиотека фантастики).
В последние десятилетия космическая опера как жанр обретает второе рождение. И хотя в ней уже нет героев типа капитана Фьючера – сугубо положительных бравых суперменов без малейшего намёка на богатство и многообразие внутреннего мира, на привлекательности самого жанра сей факт никак не сказывается. Даже наоборот: современный герой космической оперы – чаще всего асоциальный злобный тип – или же человек, вынужденный волей обстоятельств стать таким. И вот здесь у автора уже появляется лишний повод заглянуть герою в душу…
По этому пути пошёл и Аластер Рейнольдс. Главные действующие лица его романа «Город Бездны» - профессиональный наёмник и убийца Таннер Мирабель, его наниматель – хозяин целой сети преступного мира и отъявленный мерзавец Кагуэлла, а также полумифический первооткрыватель планет Скай Хаусманн, не гнушающийся пойти на не один десяток убийств ради достижения собственной цели… Вам ещё интересно? Если вы дочитали до этого места и оно не вызвало у вас отторжения, то вполне вероятно, что книгу вы всё-таки прочтёте. Ибо, несмотря на обилие грязи, как психологической, так и духовной, в романе достаточно весьма интересных моментов.
Чего только стоит описание самого Города Бездны – после того, как по нему прошлась комбинированная биолого-нанотехническая эпидемия! Автор с любовью выписывает этот город вот уже второй роман подряд (в «Космическом Апокалипсисе» часть действия проходила там же) – как будто сам он, закрытый куполами, вздымающимися к краям кратера и спускающимися Стеблем вниз, к Бездне, служит отдельным персонажем – наблюдающим, запоминающим абсолютно всё – но не вмешивающимся в события. Не менее любопытны социальные конструкции, сложившиеся в городе сразу после эпидемии: в верхней его части, Кэнопи, созданной переплетением полуживых ветвей и тросов взбесившихся когда-то во время эпидемии нанозданий, проживает знать, аристократы, сохранившие возможность долгожительства благодаря незатронутым той же эпидемией наноимплантантам. Однако, цена такого долгожительства (и экономическая, и психологическая) слишком высока – чтобы поддерживать себя в форме и не заболеть, им надо регулярно потреблять «горючее грёз», а чтобы не заскучать – придумывать себе самоубийственные развлечения. Вот почему среди обитателей Кэнопи так популярна Охота – командное преследование с последующим отстрелом (привет Роберту Шекли) заранее выбранного жителя Малча, нижнего города, где наравне с простыми людьми, бродягами и подонками живут жертвы древних генетических экспериментов.