|
От
|
ротмистр
|
|
К
|
All
|
|
Дата
|
14.03.2010 10:53:25
|
|
Рубрики
|
WWII; Танки; ВВС; 1941;
|
|
Генерал Ночь - фактор светового дня
Где нибудь рассматривалось подобно?
http://kosarex.livejournal.com/340911.html?view=1426607#t1426607
Часто можно услышать, что Гитлер опаздал с началом войны как минимум на месяц. Дальше идут рассуждения про генерала Мороза. На самом деле не надо путать Гитлера с Наполеоном. Наполеон затянул с отходом (уходить из России ему пришлось бы в любом случае), ему не помогло даже то, царские интенданты "забыли" одет по зимнему российскую армию. Отсутстсвие теплых вещей у войск Кутузова привело к неоправданным потерям и замедлению преследования наполеоновских войск. С Гитлером дело обстоит иначе.
Немецкая армия сходу завоевала господство в воздухе. После этого начал действовать фактор продолжительности светового дня. Например, в июле темнеет в 10 вечера, светлее где-то в 4,30 утра. Советские войска имели максимум 6-7 часов на скрытное передвижение и последующую маскировку позиций. Утром в воздух поднимались самолеты-разведчики, бомбардировщики и истребители начинали атаковать колонны войск, под ударом авиации оказывались железнодорожные линии. Последнее особенно важно, поскольку разгрузка вагонов требует время. Расчет элементарный - два часа до передовой (хотя и там могли накрыть), два часа на разгрузку, ещё два на погрузку, ещё два часа назад. Малейший затор, бомбовый удар по рельсам или просто одно эшелона мало, и всё - авиация накроет состав, склады возле путей, рабочих, разгружающих составы и т.д.
Осенью положение иное. Темное время суток превышает 12 часов. То есть, один эшелон мог проскочить километров двести в одну сторону, разгрузиться, погрузиться и уехать от фронта за 200 км и больше. При хорошей организации можно было не один эшелон разгрузить. Войска получили возможность осуществлять долгие, ночные марши на полную выкладку плюс время замаскироваться и окопаться. В реальности мы это наблюдаем, когда войска Гитлера начали тормозить под Вязьмой в октябре. Для немцев же сокращение светового дня сулило только неприятности. Если пехота пешком при ночных переходах или гужевой транспорт (повозки с лошадьми) движется не слишком медленно относительно скорости дневных маршей, то движение автотранспорта, особенно, по проселкам в темное время суток падает очень значительно даже при наличии регулировщиков и указателей пути.