От Samsv Ответить на сообщение
К Samsv Ответить по почте
Дата 31.03.2010 13:37:38 Найти в дереве
Рубрики WWII; Танки; Версия для печати

Мельников,Романенко, Федоренко у Сталина: 20 или 21.09.1942.

>Приветствую! Из Мельникова, изданного в Киеве в 80-х гг.:
... Сталин неожиданно задал Романенко вопрос:
— Какова живучесть танков — наших и немецких?
— Наши танки,— помедлив, ответил Романенко, живут от одной до трех атак, а потом выходят из строя. А сколько в среднем ходит в атаку немецкий танк, доложить не могу.
— А вы товарищ Мельников?
Я тоже не знал этого.
— Может, начальник Главного автобронетанкового управления скажет? — обернулся Сталин к Федоренко.
— Такого учета у нас нет... я не располагаю точными данными,— смутился Яков Николаевич.
Сталин покачал головой и, осуждающе поглядывая на нас, сообщил:
— Танки противника ходят в атаку минимально по пять раз, максимально — до пятнадцати. Потом погибают. Об этом вы обязаны знать. Скажите, товарищ Романенко, почему наши танки живут меньше? Они что, уступают немецким по качеству?
— Никак нет, товарищ Сталин, — поспешил с ответом Романенко.— У нас хуже подготовлены механики-водители. Они получают практику вождения от пяти до десяти моточасов, после чего идут в бой. Этого совершенно недостаточно, чтобы уверенно водить танк.
— Что же вам мешает лучше обучать механиков-водителей и расходовать больше моточасов на их подготовку? — с недоумением спросил Сталин.
Романенко замялся, но ответил смело:
— В соответствии с приказом народного комиссара обороны запрещается расходовать на обучение механиков-водителей более десяти моточасов.
Взглянув на Федоренко, Сталин вновь обратился командующему 3-й танковой:
— Сколько моточасов требуется, чтобы хорошо подготовить водителя?
— Не менее двадцати пяти.
— Необходимо, товарищ Федоренко, пересмотреть вопрос об обучении водителей танков, — распорядился Сталин.
… Хочу сделать небольшое отступление. Вскоре в танковые войска поступил приказ наркома обороны, запрещающий экономить моторесурсы в процессе боевой подготовки танковых экипажей. И это, несомненно, стало одним из факторов роста мастерства механиков-водителей, что, наряду с другими важными факторами, о которых будет подробнее рассказано ниже, отразилось не только на повышении живучести наших танков, но и привело к тому, что вскоре наши танкисты имели полное превосходство над гитлеровскими...


С уважением, Samsv, http://samsv.narod.ru