От МАВ Ответить на сообщение
К All
Дата 05.04.2010 13:58:49 Найти в дереве
Рубрики WWII; Версия для печати

Финно-лыжная теория: новая мысль появилась

Пообщался позавчера с Питкярантским краеведом, который изучает историю окружений 18 дивизии. Выслушав, в общем, стандартную версию про группы финских лыжников максимум в 50 человек, на ура рассекающие наши колонны, вежливо, начинаю говорить, что глубина снежного покрова не была значительной. На что он мне отвечает: молодой человек, вы не знаете, как падает снег! И дальше мне он привел очень интересное наблюдение.
Сухой снег (из которого плохо «снежки» лепить) не ложиться равномерно, его наметает в сугробы. Даже при небольшом количестве снеговых осадков, сугробы могут быть большими, не только по пояс, но и в несколько метров. Скапливается обычно как правило в низинах. Местные рыбаки сказали, что часто бывает, когда половина озера вообще без снега, а другая занесена выше головы. Применительно же к дороге (по крайней мере, судя по дороге из Питкяранты на Лоймолу и далее на Коласйоки, которая очевидно похожа на ту, что была в 39 г. :-)) низин по дороге предостаточно: мелкие ручейки, болота, просто понижения рельефа. Те же рыбаки сказали, что даже в лесу снег ложиться не равномерно.
Снега по пояс вроде достаточно, чтобы контратаковать пехота через снег уже не могла.
Дальше, еще один фактор – брустверы, которые образовывались при расчистки дороги передовыми подразделениями. Передовые подразделения, расчищали снег и сбрасывали его на «обочину», тем самым образуя дополнительное препятствие.

Таким образом, для завало-образования финны запросто могли найти места, которые защищали их от контратак нашей пехоты вне дороги. Причем, бросок финнов в атаку без лыж и одновременная невозможность наших контратаковать без них очень хорошо объясняются.
Финны атакуют возвышенный участок дороги, откуда снег сметен в низины, а нашим контратаковать заслон нужно через эти низины.

Наши сами финнам могли невольно помогать. При расположении на месте, разумеется наши выбирали места, где машины могут сойти с дороги и где между ними удобнее ходить, то есть где снега мало. А это - на тех же возвышенностях. Подчеркну – для сугробообразования перепад высот может быть не очень большой буквально несколько метров.

Это также объясняет многие другие странности:
Как наши, когда захотели, смогли уйти из окружения – потому, что если не привязан к конкретной цели, то можно до бесконечности обходить снежные «дюны», пробивая некоторые из них, и в конечном счете выйти в общем направлении на юг или на восток. А вот когда, нужно контратаковать вновь образованный заслон, да побыстрее – это сделать крайне сложно.
В том числе поэтому, наши сбивались в лесу с пути – чтобы ходить по азимуту, не блуждая, лучше, чтобы количество поворотов было минимальным. А когда занимаешься обходом «дюн», то количество поворотов возрастает и ошибка по направлению постепенно накапливается.
Сметание сухого снега также объясняет наличие малоснежных участков, где финны не могли на лыжах пройти.

Дальше, следующая часть – это контратака танков на заслон.
То же, говорит краевед, решаемо. Колонну нужно просто рассекать, там, где побольше машин снабжения, всяких пекарен и полевых типографий. Они легко расстреливаются из пулеметов, образуя достаточно длинную пробку, без растаскивание которой, танки просто не могут доехать до позиции, откуда они смогут стрелять по заслону. Что дает больше чем достаточно времени, для сплошного минирования дороги и для протаскивания через лес противотанкового «Бофорса».

То же с артиллерией – артиллерийский наблюдатель по тем же причинам скорректировать огонь сможет далеко не сразу – он просто не пробъется на первых порах на позицию, откуда он сможет корректировать огонь. А к тому моменту, когда сможет – заслон уже окопается. Как окапываться в мерзлом грунте – вообще не знаю, но как-то окапывались финны, например, на той же реке Колаа. То же в голом поле, точнее в лесу.

Вообще, эту теорию сугробо-образования в низинах легко проверить – дело в том, что новая трасса Петразоводск-Сортавала проложили не всегда там, где шла старая дорога, сейчас во многих местах старая дорога не используется и не расчищается зимой. И можно, в принципе, посмотреть, как происходит ее заметание снегом.