От Д.И.У. Ответить на сообщение
К И. Кошкин Ответить по почте
Дата 26.04.2010 15:44:49 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

Re: Дмитрию Уварову...

>"Хроника Ливонии" у меня есть ))) Здесь необходимо учитывать два обстоятельства:

>1. Писали христиане для того, чтобы их жесткие и жестокие меры в отношении местных язычников не выглядели чрезмерными.

При желании, подобным образом можно интерпретировать и рассказы монастырских хроник про монголо-татар: пропагандой пробуждали ненависть к язычникам (что, кстати, имело место).

>2. В значительной мере эти набеги вызваны экспансией на племенные территории, как немцев, так и русских

Если внимательно читали "Ливонскую хронику", то должны были заметить, что истребительные набеги были равным образом характерны для отношений прибалтийских племен между собой. То есть были постоянным фоном местной жизни, до немцев и параллельно им.
Приход немцев повысил только организованность, упорство таких войн и их технический уровень. Они проводили походы из года в год, вовлекали в них подчиненные местные племена, и их уровень техники позволял быстро и гарантированно брать укрепленные города (которые из убежищ превращались в ловушки).

Батый не дотягивал до немцев по упорству и интенсивности походов (в том смысле, что они были реже и облавы короче). Но превосходил воинской массой и не уступал в осадной технике. В остальном качественной разницы не было.

>>Причем ни одно племя "смирить" с первого захода не удавалось - ни немцам, ни русским, и прибалтийским племенам между собой. В лучшем случае, соглашались платить легкую дань, и то ненадолго. Для прочной "христианизации" приходилось то же племя выжигать и разгонять и второй, и третий раз. Только тогда высылали послов из лесов и принимали чужих наместников.
>
>Это вполне естественное сопротивление людей чужеземному вторжению. Христианизация собственными вождями, как правило, проходила с меньшим числом эксцессов и заметно быстрее.

Речь о том, что Батый прошел ВСК в январе-феврале 1238 г. очень быстро. Есть все основания думать, что от него сильно пострадали только юго-восточные окраины ВСК (хотя они были самыми населенными и развитыми) - которые не успели вовремя оценить масштаб угрозы и пытались противостоять в городах и поле. В более глубинных районах население вовремя эвакуировалось в леса и изготовилось к малой войне - выловить его у татар не было шансов, поэтому они просто проходили мимо, грабя опустевшие селения.

>>Объяснить это можно только одним - население находилось в постоянной готовности к бегам. Схватить можно было только зазевавшихся (и, конечно, тех, кто был готов отстаивать свое имущество в укрепленных городах).
>
>Зимой такое бегство просто невозможно - хлеб находится в земляных ямах, заготовленного сена скотине едва хватает до весны. Бегство в лес зимой - это гарантированная смерть для многих.

Как показала практика Ливонии и Литвы (куда крестоносцы ежегодно совершали зимние походы весь 14 век) - не только возможно, но было нормой и образом жизни. Видимо, были какие-то убежища в лесу, землянки и хижины с некоторыми запасами, и с заранее подготовленными засеками. Что, кстати, и неизбежно, учитывая, сколь важным подспорьем тогда была охота и собирательство/бортничество. Можно было искать помощи и в отдаленных деревнях.

Естественно, значительная и даже большая часть запасов погибала (хотя их еще надо было найти - грабителей тогда хватало и без татар). Но пережить зиму в лесу - было не только возможно, но и привычно, пусть с голодовкой.
Чтобы "смирить" население истребительными набегами, их надо было проводить не одну зиму, а несколько подряд, причем оставаться на подчиняемой территории продолжительное время, хотя бы несколько недель - без чего облавы не дали бы серьезных результатов. Это определенно не случай Батыева похода.

>Впрочем, как раз с монголами попытка бежать была бесполезной, и мы это тут не раз разбирали.

Разбирали и не согласились. Северо-русский буреломный и заболоченный лес - не монгольская степь и даже не разреженная каменистая продуваемая ветром читинская полу-тайга. Особенно зимой. В нем любая конница (хоть трижды монгольская) может передвигаться только шагом, если не хочет переломать ноги, и уступает в подвижности людям на лыжах и снегоступах. Композитный степной лук теряет преимущества перед коротким лесным. Покрытые шубой доспехи становятся обузой - и без них каждый шаг дается с трудом. Быстрый маневр внутри леса (за пределами речных русел) невозможен - это значит, что сплоченная группа крестьян на лыжах с рогатинами и дубинами не только легко прорвет редкую облавную цепочку, но и может устроить ей локальное избиение. Как одетые в шкуры литовцы устраивали из лесных засад избиения любым рыцарям и боярам с арбалетчиками.

>>>Во-вторых, монголы использоваил хашар.

Примечательно, что летописи, рассказывая о батыевом походе, делают упор на пороки и проломы, но о "хашаре" умалчивают, хотя, казалось бы, такой отталкивающий метод избиения христиан должен был обратить на себя особое внимание. Видимо, в вост.-евр. условиях этот метод не очень работал.

>С какой стати туземцы пойдут вписываться с дрекольем за толпу чужих вдов и сирот?

С каких пор женщины и дети своего племени - "чужие"? Это противоречит первобытной психологии.
Речь идет о том, что население в основном успевало убежать в леса, выловить его там было невозможно или слишком рискованно для кого угодно (будь то немцы, русские или любые монголо-татары), и надо было продержать его в лесу достаточно долго (желательно пару-тройку зим подряд), чтобы оно приняло свое поражение, выслало послов, согласилось принять судей от победителей и дать им "налог кровью".

Татарам, в известном смысле, "повезло", что в ВСК уже имелась развитая государственная организация, авторитетные князья, и достаточно было одного внушительного похода, чтобы князья смогли убедить соплеменников в выгодах умеренного откупа от набегов по сравнению с многолетней борьбой.
С более примитивными литовцами, например, так бы не вышло - для них жизнь в лесу и непрерывная "малая война" были нормой.

>Кроме того, монголы имели обыкновение выплавлять из трупов мертвых человеков жир, чтобы использовать в зажигательных снарядах - со стороны вполне могло показаться, что собираются кушать.

Людоедством занимались и крестоносцы-простолюдины в затруднительных обстоятельствах.
У испанских конкистадоров уже в начале 16 в. было обычным делом вытапливать жир из индейцев, в хозяйственных и лечебных целях (считалось полезным смазывать им раны).
Чуждых обликом нехристей за людей не считали в принципе.

>>Татаро-монгольская жестокость выделялась только на фоне отношений внутри католического (или православного, или мусульманского) мира, где уже выработались определенные традиции внутреннего относительно мирного сосуществования.
>>Но на фоне отношений между конфессиями и, особенно, с язычниками - в ней не было ничего уникального и неожиданного. Тут геноцид, особенно символических центров противника, был нормой.
>
>>Крестоносцы в 1099 г. поголовно уничтожили мусульманско-иудейско-православное население Иерусалима (большого города, тысяч на 40), в 1191 г. - "неверных" в Акре. В свою очередь, когда мусульмане в 1291 г. взяли Акру (конец Шелкового пути и крупнейший порт Вост. Средиземноморья на тот момент) - уничтожили всё христианское население (кроме тех, кто успел бежать морем).
>
>Все эти три случая - эксцессы в двухсотлетней войне. В прочее же время вполне нормально обменивались пленными, предлагали почетную сдачу (и держали при этом слово), христианские властители имели мусульманских подданных и наоборот.

Случаев было, понятно, не три. Но не в этом дело.
Монголо-татарские избиения городов в западном походе тоже можно считать эксцессами с целью "утверждения начального авторитета". Когда немного освоились, стали и пленными обмениваться, и посольствами и т.д. Иначе Карпини с Рубруком к монголам не отправились бы. И городам стали предлагать почетную сдачу, и держали слово.

>Равным образом во время войны 1241-1242 гг, несмотря на жестокость сражений и уведение пленных, ни немцы не истребляли население Пскова, ни Александр не вырезал немцев до одного.

Когда взяли Юрьев/Дерпт в 1224 г., русский гарнизон истребили поголовно (кроме одного гонца). А в Пскове была пронемецкая боярская партия, он в 1236 г. активно воевал на немецкой стороне с литовцами - с чего его истреблять.
Вот если бы взяли полвека, а особенно век спустя, когда отношения ожесточились - вырезали бы полностью, в этом не приходится сомневаться.

Впрочем, русско-татарские отношения надо сравнивать не с русско-немецкими (обе стороны были христианами, где-то как-то), а, например, с немецко-прусскими.

>>Татары-язычники были новы, к ним еще не приспособились, и слишком сильны. Христианский (и мусульманский) мир отвык сталкиваться с язычниками, которые могли противостоять и даже одержать верх в прямом военном столкновении. Но качественно они не отличались от вендов, пруссов, литовцев, да и половцев до их относительного окультуривания. В том смысле, что отношения были на той же основе - кто кого затерроризирует.
>
>На самом деле, причина была в другом. К жестокости примитивных народов все были привычны, но татары в глазах тех, кто имел с ними дело, не были обычной толпой чучмеков из соседнего леса. Татары показывали высокую организацию и в военном деле, и в административной области, это было не племя,

Для европейцев, и даже русских поначалу, это было именно дикое племя, типа легендарных гуннов. Чуждое и отвратное обликом, одеждой, обычаями. Свирепые дикари, причем бесчисленные и обладающие восточным воинским искусством (что такое искусство у дикарей может быть, европейцы уже знали - по примеру турков-сельджуков, половцев и проч.). То есть как бы сверх-турки - еще более бесчисленные, дикие и кровожадные.

>а Империя, и именно это сочетание организованности и совершенно невероятной даже по языческим меркам жестокости вызывало лютый баттхёрт у тех, кому не повезло быть отгороженным от степи Восточной Европой. Ни про одно дикое племя нам неизвестны рассказы, вроде: "Сидите все там, я сейчас сбегаю за мечом и убью вас".

Что-то путаете не то с Китаем, не то с Средней Азией. В Европе (включая Русь) таких рассказов нет ни в одном источнике. В Европе монголо-татар восприняли именно как нашествие библейского Гога с Магогом, почти что чертей из ада (не зря за ними закрепилось прозвище татар, от Тартара - даже там, где их в глаза не видели). Но при этом готовились воевать до конца - по крайней мере, в Франции и Германии. Именно потому, что они были узкоглазые дикари на грани чертей-людоедов, сдаваться им ни один король не собирался.

>Никакие литовцы не отмечены подвигами типа: загнать население города в узкую улицу и терпеливо, с перерывами на отдых, перебить из палками с железными набалдашниками. Жестокость монголов была организованной, централизованной и, в общем, интернациональной - именно это роднит их в некоторой степени с нацистской Германией. Монголы нередко вырезали города именно целиком - и баб и детей. Монголы постоянно нарушали данное слово, причем не так, что: "мы договорились - три года не воюем", а на следующий год таки прийти. Они нарушали слово, данное в данный конкретный момент: например, пощадить сдавшихся. Их практика трехчастных терроризирующих волн в завоевываемой стране не имела аналогов в мире.

Примеры всего перечисленного можно найти и в европейской практике. Среди христиан это, конечно, осуждалось, по отношению к язычникам, еретиками и вообще иноверцам было обычным делом.
На этой почве, в частности, случались конфликты в Леванте - местные "франки" уже наладили сосуществование с местными мусульманами, но новоприбывшие крестоносцы стремились вырезать мусульман без разбора и поголовно, ни во что не ставили любые договора с нехристями, нападали на торговые караваны и т.д.
То же самое в Испании (причем с двух сторон), в Прибалтике, даже в Ирландии.

>Все это позволяет утверждать, что монголы, все-таки, были исключительно жестоки даже по тем временам.

Чрезмерные дикари, немытые черти-людоеды откуда-то из дальних степей. При этом сумевшие позаимствовать отвратные хитрости каких-то богомерзких языческих царств из-за гор и морей.
Даже для древнерусской православно-византийской провинциальной цивилизации они были чужды и оставались "погаными" до самого конца, несмотря на формальное подчинение. Для тех, кто западнее, это были вообще нелюди.