От Павел Чайлик Ответить на сообщение
К Одессит Ответить по почте
Дата 30.04.2010 17:13:14 Найти в дереве
Рубрики Искусство и творчество; Версия для печати

Кстати, весьма топический, в ее исторической части

... вопрос нарисовался.
А именно в ее (истории) методологической и социологической (кому-то будет это странно) плоскости.
Речь идет о повторении в социальном онтогенезе социального же филогенеза.
Очень в этом свете (для меня это было вторичным открытием произведения) стал интересен "Повелитель мух".

Т.е., похоже, что невозможно построить воспитание (в том числе и в его верхнем, литературном звене) без рассказов о насилии да и без, собственно, насилия, в том числе и обязаловки. Всякий "самотек" рождает повелителей мух. Насилие в воспитании есть в первую очередь принуждение к развитию, которое есть движение из более примитивных форм сознания к более высоким и адресовано должно быть сознанию, находящемуся, в каком-то смысле, на прошлых стадиях развития человечества. Общаясь с детьми мы общаемся (условно), последовательно, с представителями родо-пременных, рабовладельческих, феодальных и прочих отношений вплоть до наших дней (т.е. с нашими предками). :))