От tsa Ответить на сообщение
К Antenna Ответить по почте
Дата 21.05.2010 01:11:57 Найти в дереве
Рубрики Современность; Танки; Версия для печати

О документах и бюрократии. Немного оффтопика.

Здравствуйте !

Итак, начнем с определений.

Документ - материальный носитель с зафиксированной на нем информацией в виде текста, звукозаписи (фонограммы), изображения или их сочетания, предназначенный для передачи во времени и пространстве в целях общественного использования и хранения. (с) Федеральный закон № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов».

Делопроизводство (документационное обеспечение управления) — отрасль деятельности, обеспечивающая документирование и организацию работы с официальными документами. (ГОСТ Р 51141-98 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения», утв. постановлением Госстандарта РФ от 27 февраля 1998 г. N 28).


Таким образом документ - это совокупность информации на неком носителе предназначенная для информирования или передачи управленческих указаний.
Документооборот - набор правил для создания, маршрутизации, хранения и уничтожения документов.
Бюрократия - аппарат осуществляющий документооборот.
Т.е. фактически бюрократия - это нервная система любой управляемой структуры, а документы - импульсы бегущие по ней. Они несут наверх информацию о состоянии системы и вниз управляющие сигналы.
Если внимательно прочитать определения, то видно, что суть процесса не зависит от формы носителя документа вовсе. Т.е. документы можно выбивать в камне, писать на коже, папирусе, бумаге, передавать по сети, но суть процесса от этого не изменится.
Например, мы имеем проект приказа на закупку некого оборудования, который должны завизировать три человека. Их подписи означают согласие разных служб и уровней управления на закупку. Тот факт, что должен быть составлен именно этот документ и его должны подписать именно эти люди и именно в этом порядке, является следствием конкретной структуры управления и правил документооборота. Зависит тут что-то от носителя документов? Разве что скорость. Т.е. бумажный документ будет перемещаться от создателя через этих троих к исполнителю при помощи почты или фельдъегеря, тогда как электронный - по каналам связи, что намного быстрее. Однако сам факт того, что эти трое должны изучить документ и принять решение о его подписании не изменится.

Если говорить шире, совершенствование бумажного, а потом и электронного документооборота оказало на бюрократию эффект обратный Вашим ожиданиям. За пару последних веков она очень сильно выросла. Причина в том, что с ростом скорости передачи и обработки информации, её поток наверх и управляющий поток вниз резко выросли. А информацию надо обрабатывать, а это рост аппарата со всеми вытекающими.

К концу XVII столетия в центральном и местном управлении было занято около 4,7 тысячи дьяков и подьячих. Вместе с начальниками приказов (судьями) и правителями приказных изб (воеводами) они составляли чуть больше пяти тысяч человек. В 1698 году один служащий приходился на 2 250 жителей России (из расчета 11,2 миллиона человек по сведениям на 1678 год). В 1922 году ряды управленцев насчитывали 700 тысяч человек (при населении в 133,5 миллиона), что выразилось в соотношении: один чиновник на 190 жителей СССР. К началу 2009 года в органах государственной власти и местного самоуправления работали 1,67 млн человек, т.е. один чиновник на 85 россиян.

С уважением, tsa.