От acefalcon Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 20.05.2010 10:41:04 Найти в дереве
Рубрики Флот; Версия для печати

Статья про главного конструктора АПЛ К-3 Перегудова

Вот какие опусы выходят из-под пера провинциальных журналистов на военную тематику.
p.s. статья не моя, я просто дал объяву...
Саратовец первым спроектировал
атомную подводную лодку
Но ни один из его сыновей-подводников так и не отправился на ней в рейс

Трудный жизненный путь нашего земляка, главного конструктора первой советской атомной подводной лодки Владимира Николаевича Перегудова (1902-1967) невозможно описать в рамках одной статьи. Насколько интересным и разносторонне развитым был этот человек, владеющий инженерной мыслью и непревзойденным талантом конструктора. И все же в память о саратовце «ТелеграфЪ» решил познакомить с ним читателей. Много знает о его судьбе Владислав Иванов, капитан третьего ранга, председатель Саратовской региональной общественной организации «Саратовское Морское Собрание».

Начало пути
Родился Владимир Перегудов в Балаково, в семье крестьянина. В годы гражданской войны в составе комсомольского отряда боролся с белыми бандами. 19-летним парнишкой он заболел морем и поступил на ускоренные курсы технического командного состава Балтийского флота. Затем окончил училище и военно-морскую академию. С этого момента Перегудова судьба навсегда связала с кораблестроением.

Два великих человека в сталинских застенках
Но крылья для полета нашему земляку все же успели подрезать. Так, в 1937 году по ложному доносу Владимира Николаевича арестовали и бросили в тюрьму, где ему пришлось просидеть почти полгода. По иронии судьбы два выдающихся человека – будущий главный конструктор первой отечественной атомной подводной лодки (АПЛ) Владимир Перегудов и будущий маршал Советского Союза Константин Рокоссовский некоторое время даже сидели в одной камере.
Через год инженеру вернули его звание, после чего он продолжил работу над созданием подводных лодок. Но власть не забыла об этом факте его биографии. Не смотря на то, что благодаря заслугам Перегудова военная оборона страны шагнула вперед, звания контр-адмирала он так и не был удостоен.

От дизеля к атому
- Проект подводной лодки под номером 613, которую создал Перегудов, оказался наиболее удачным по тем временам, - рассказывает о работах знаменитого земляка Владислав Иванов, - Для ВМФ СССР и ряда других стран их было построено их 215 штук. Это наиболее распространённая дизельная подлодка в российском флоте. Кстати сказать, командовал одной из них тоже саратовец Геннадий Нефёдов, капитан первого ранга.
В 1952 году нашего земляка назначили главным конструктором по созданию первой отечественной атомной подводной лодки проекта 627 с названием «К-3». Тогда установка шла на опережения других стран, а в частности США. Так что на всем лежал отпечаток адской спешки, в которой создавался атомоход.
- Сейчас на проекты уходит добрый десяток лет – рассуждает Владислав Иванов, - он даже успевает устареть прежде, чем его начинают строить. Но в то время вождь народа дал всего два года на все.
В феврале 1953 года Владимир Перегудов стал начальником и главным конструктором КБ - 143, сейчас это морское бюро машиностроения «Малахит» в Санкт-Петербурге. Работа завертелась напряженная.

Где поставим пепельницу?
- При создании атомохода, помимо его грозной военной силы главный конструктор заботился и об удобстве нахождения в ней будущего экипажа, - говорит капитан третьего ранга, - Он хотел создать подводникам удобство и комфорт в долгих походах. Предполагалось, что лодка могла месяцами не всплывать на поверхность.
Так, вспоминает о своем разговоре с Перегудовым старший помощник командира АПЛ «К-3» Лев Жильцов: «Облазьте на макетах все отсеки, все жилые и бытовые помещения и продумайте, как их улучшить. Вспомните, как оборудованы купе в железнодорожных вагонах, каюты на пассажирских теплоходах, салоны самолетов, вплоть до мелочей - где находятся какие фонарики, пепельницы. Причем, на нашей лодке не курили, - отмечает Жильцов, - Возьмите все самое удобное, мы перенесем это на атомоход».
Моряки принялись за дело. Что-то отпиливали, что-то переставляли на другое место, расширяли проходы, передвигали приборы и перестраивали кубрики. И вот наконец-то проект готов. Первая советская атомная подлодка готова и спущена на воду.
За ее проектирование, постройку и передачу ВМФ СССР в короткий срок Перегудову присвоили звание Герой социалистического труда. После знаменитого подледного перехода к Северному полюсу в 1962 году подводному крейсеру «К-3» присвоили имя «Ленинский комсомол».

Личная обида
Напряженная работа не прошла даром. В конце 50-х годов, по болезни Владимир Перегудов сложил с себя полномочия начальника конструкторского бюро. Однако до самой своей смерти ученый продолжал работу ведущим конструктором.
Но об одном обстоятельстве саратовец иногда вспоминал с печалью в сердце. Ни один из его двух сыновей - подводников не попал в экипаж атомной лодки, спроектированным им лично.
- Конечно, мне бы не отказали, если бы я попросил за них, но совесть не позволила, - поделился он как-то с товарищем.
Сейчас, возможно, это звучит и нелепо, почему бы не попросить, раз столько времени и сил потрачено на это. Но в те времена, попасть в число первых офицеров атомохода было насколько престижно, настолько и сложно.

Чтим память
Скончался наш прославленный земляк в 1967 году. Его похоронили на Серафимовском кладбище в Санкт-Петербурге.
За свою плодотворную деятельность Владимир Николаевич награжден двумя орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны второй степени, орденом Красной Звезды и многими другими медалями. В 1998 году его именем - «Владимир Перегудов» назвали даже одно судно. В родном Балаково Саратовской области также чтут его память – в 2006 году ему посмертно присвоено звание «Почетный гражданин Балаковского муниципального района». Кроме того, в музее Балаковской АЭС есть раздел, полностью посвященный жизни и деятельности земляка, который всю свою жизнь отдал повышению боевой обороноспособности страны.

Полина Бенкалюк, "Провинциальный телеграф", Саратовская область