От Одессит Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 31.05.2010 14:44:36 Найти в дереве
Рубрики Современность; Евреи и Израиль; Версия для печати

Правовые аспекты морской блокады - в связи с инцидентом.

Добрый день

>Еще наркоторговля. Но смотри: а если, к примеру, есть сведения о том, что судно невоюющей с ним страны перевозит оружие в воюющую с ними сторону?

Вадим, я имел в виду общий международно-правовой режим мирного времени. По морской блокаде масса неурегулированных вопросов.
Вообще она определяется как преграждение доступа с моря к неприятельскому побережью или части его, осуществляемое военными кораблями с целью воспрепятствовать заходу и выходу всех морских судов. Так было издавна, но в середине 19 века Голландия и Англия часто злоупотребляли этим и использовали так называемую "кабинетную" или "бумажную" блокаду, то есть реально не блокировали побережье, но периодически на основании объявления захватывали нейтралов. Потом к такой же практике подключилась и Испания, наряду с Англией особо отметившаяся в злоупотреблениях. 28 февраля 1870 года Россия в Декларации о вооруженном нейтралитете принцип эффективной или действительной блокады. Он был подтвержден в ст. 4 Парижской декларации 1856 года: "Блокада, чтобы быть обязательной, должна быть действительной, т. е. поддержана силой, достаточной для действительного воспрепятствования доступа к неприятельскому берегу".
Далее последовала не ратифицированная, но реально международно признанная Лондонская декларация 1909 года. В ней сужественны пункты:
1. Право блокады принадлежит воюющим. Блокаде могут быть подвергнуты неприятельские берега, а также собственное или нейтральное побережье, если оно занято енприятелем.
4. Захват нейтральных судов зв нарушение блокады может быть осуществлен только в районе действий военных кораблей, обеспечивающих действительную блокаду.

Вот тут у меня вопрос: является ли воюющей стороной "Хамас"? Израиль не признает этого, кажется? Тогда как можно объявлять блокаду побережья Газы? Надо просто объявить этот район закрытым для плавания всех иностранных судов - но это нельзя делать за пределами территориальных вод!

Если же мы возвращаемся к вопросу блокады и признаем ее в данном случае, ситуация меняется. Вступает в силу понятие прорыва блокады, т. е запрещенного захода судна в блокируемую зону или выхода из нее. Такое судно подлежит захвату и доставке в порт для рассмотрения дела призовым судом. Задерживаются для дачи показаний экипаж и иногда пассажиры.

Далее смотрим, что везло судно. Существует понятие военной контрабанды (ВК) , наказание за провоз которой совпадает наказанием за рорыв блокады, а противодействие ВК является законным средством морской войны. На данный момент нет полной ясности в определении перечня предметов, относящихся к ней. С 17 по 19 века ВКрассматривали в соответствии с работой Гуго Гроция "О праве войны и мира", в которой предметы ВК группировались в три группы:
1. предметы, которые могут быть использованы только для ведения войны (оружие и т. д.). Они являются ВК всегда.
2. предметы, которые ни при каких условиях не могут быть импользованы для ведения войны (напр., предметы роскоши). Они не являются ВК никогда.
3. предметы, которые могут быть использованы как для ведения войны, так и для мирной деятельности (морское снабжение, деньги, продовольствие, медикаменты и пр.). Являются ли они ВК, решалось в каждом отдельном случае.

Позднее стали различать абсолютную (оружие и боеприпасы) и условную (топливо, золото, припасы, медикаменты и пр.) ВК.
Лондонская декларация 1909 года добавила к этим двум группам еще и "свободные предметы" - предметы, либо совершенно не могущие быть используемыми для военных целей, либо возможность использования которых в представляется столь условной, что практически это делает их совершенно непригодными для военных целей: (напр., корм для хомячков или любительские фотокамеры).

Разобраться со всем этим очень сложно, и одно и то же государство в статусе нейтрала может относить к ВК куда меньше предметов, чем оно же - в статуе блокирующей стороны. Потому при решении отнесения предметов к ВК обычно исходят из того, что самый существенный ее признак - это неприятельское назначение.
При должном объявлении блокады перевозка ВК является преступлением, состояние совершения которого начинается с момента выхода судна в рейс из порта отправления и заканчивается передачей грузов неприятелю или избавлению отних любым другим путем. Задержание судна за перевозку ВК допустимо как в терводах воюющих государств, так и в открытом море, но не в водах нейтральных государств. Контрабандный груз подлежит конфискации (ст. 39 Лондонской конвенции), а судно - в случае, если ВК по весу, объеу или цене составляет более 1/2 всего перевозимого груза (ст. 40). В противном случае судно отпускается, но на его владельца возлагаентся оплата судебных расходов и расходов по взятию судна. Кроме того, неконтрабандный груз, принадлежащий собственнику контрабандного груза на том же судне, также конфискуется в полном объеме.

А теперь о праве на обыск, осмотр и захват торговых судов в открытом море. Венный корабль воюющей стороны имеет право на них как на составную часть права на захват неприятельских судов и грузов, права на препятствование нейтральным судам в перевозке ВК, прорыву блокады или оказанию неприятелю услуг. Осмотру могут подвергаться и неприятельские, и нейтральные торговые суда, в том числе и в открытом море. Цель остановки и осмотра нейтрального судна заключается в необходимости убедиться, не занимается ли оно деятельностью, не соответствующй его положению нейтрального, не перевозитли оно ВК и не занимается ли прорывом блокады.
Процедура остановки судна для осмотра:
1. Командир корабля предлагает судну остановиться (по радио и сиреной).
2. Если тот не реагирует - два холостых залпа подряд и один боевой впереди по курсу.
3. После остановки командир корабля требует судну подойти к нему и высылает шлюпку с одним или двумя офицерами в форме и под флагом военного корабля.
4. Если нейтральное торговое судно сопротивляется осмотру или обыску, оно подвергается немедленному захвату и может быть конфисковано.
5. В исключительных случаях обоснованно захваченное нейтральное судно ожет быть и потоплено с соблюдением процедуры обеспечения безопасности всех лиц, находящихся на нем. Процедура подробно раписана в Лондонской конвенции.

Однако в этой конвенции ничего не говорится о случае оказания экипажем и пассажирами захваченного судна вооруженного или иного силового сопротивления захвату или правомерности применения оружия призовой командой.

С уважением www.lander.odessa.ua