>Известный американский изобретатель полковник Хайрэм Бердан в 1886 г. изобрел торпеду, принципы действия которой и устройство существенно отличались от созданных ранее образцов. По сути, это было буксирующее устройство, ведущее за собой метательную мину Эриксона с зарядом взрывчатки массой 91 кг. Силовой установкой буксировщика служил ракетный двигатель, использующий пироксилин в качестве топлива. Газовая струя от сгорающих пироксилиновых шашек вращала шесть небольших винтов, последовательно расположенных на одной и той же оси. На борту атакующего корабля находился оператор, с выносного пульта по проводам управляющий буксировщиком, расчетная дальность хода которого составляла 1828 м. Наткнувшись на противоторпедную сеть, окружающую атакуемый корабль, буксировщик останавливался. Однако буксируемая мина по инерции продолжала движение и, пройдя под сетью, должна была поразить корабль в днище. Испытания показали значительные трудности в практическом использовании этого оружия.
Однако, вопрос ставился о легком способе приведения в движение подручных средств (типа плотов:))
А газовая твердотопливная турбина «имени полковника Бердана» вещь настолько сложная, насколько и дорогая. Попытки применить что-то подобное в торпедах до сих пор неудачны (смотри например, единственную работоспособную систему на Мк 46 мод. 0).
Кстати, по прочтении ветки складывается устойчивое впечатление, что преобладают на форуме все-таки гуманитарии. Такие понятия как управляемость, прочность, динамика и т.д. и т.п. от них достаточно далеки:))