|
От
|
И.Пыхалов
|
|
К
|
All
|
|
Дата
|
28.06.2010 21:22:01
|
|
Рубрики
|
WWI;
|
|
По поводу обучения фехтованию в дореволюционной кавалерии
Старая тоже истина, что учить надо солдата тому, что ему необходимо на войне; но возьмём, для примера, хоть наше обучение фехтованию и рубке. После прежнего, отжившего «направо руби» и «налево коли», перешли на одностороннее и двухстороннее фехтование, но последнее делается шеренгами, по команде, и всегда пешком, на таком расстоянии шеренга от шеренги, чтобы противника и даже его оружия клинком не достать; к вольному же бою, где солдат учится наносить и отбивать удары, учится ловкости, находчивости и умению управлять конём в бою, никогда не переходят; в результате кавалерист, прослуживший четыре года, не имеет представления о том, как ему действительно на войне предстоит действовать тем оружием, с которым он упражнялся четыре года. Рубить неприятеля придётся нашему солдату ведь почти исключительно в конному строю; где же и откуда у него явится умение нанести удар, отбить оружие противника, вовремя уклониться от удара и вовремя послать коня вперёд, чтобы самому нанести сокрушительный удар, т.е. вёрткость, находчивость и уверенность в себе и в своём коне.
Что же касается обучения наших нижних чинов рубке лозы, глины и всяких чучел, то казалось бы, никто предположить не может, что противник будет непременно стоять на одной линии, как ставят обыкновенно у нас чучела, солдату будут подсказывать каким оружием против какого предмета действовать, а конь его будет нестись карьером по одному направлению, с которого его, даже при желании, не свернёшь; между тем, обучение рубке в большинстве наших полков, производится именно так.
Не лучше ли, расставив десяток разных предметов, лозу, кольца, стоящие и лежащие чучела и шары на плацу в разных направлениях, пускать против них обучаемых всадников по одиночке, требовать от них последовательного поражения без остановки на хорошем аллюре всех предметов с непременным условием, чтобы выбор оружия был предоставлен всаднику же и он, действуя то тем, то другим, привыкал сноровисто управлять конём, выбирать и цель, и оружие, переходя быстро и на ходу от пики к шашке и обратно.
Я думаю, против пользы и целесообразности последнего приёма обучения и необходимости обучения всех чинов вольному бою на коне, никто спорить не будет, а, между тем, мало частей, где это практикуется и всё по той же причине: «начальство так не смотрит».
(Келлер Ф.А. Несколько кавалерийских вопросов. Вып. III. СПб., 1914. С.15–16)