Параграф пятый "Обеспечение процессуальных гарантий для лиц, подвергающихся процедуре экстрадиции" посвящен проблемам защиты прав индивидов в связи с их предполагающейся выдачей. Автором обосновывается, что одним из важнейших положений, связанных с необходимостью обеспечения прав лица, в отношении которого применяются принудительные меры, связанные с экстрадицией, безусловно, является гарантирование эффективных средств правовой защиты, в том числе доступа к результатам контроля, осуществляемого беспристрастным и независимым судом. Сама по себе экстрадиция представляет собой процесс, на различных стадиях которого лицо должно иметь возможность пользоваться процессуальными средствами для оспаривания законности применения принудительных мер. Ограничение в подобных случаях процессуальных гарантий ставит под сомнение законность всего производства по делу об экстрадиции и может повлечь нарушение международных обязательств государств по защите прав человека.
Одним из специфических аспектов исключительной по своей важности проблемы процессуальных гарантий для лица, в отношении которого предпринимаются действия по экстрадиции, является обеспечение законности ареста и задержания. Защиту от произвольных арестов, в том числе не совместимых с целями экстрадиции, предусматривают различные международные акты по правам человека. Однако непосредственно это предусмотрено в ст. 5 Европейской конвенции о защите прав человека, устанавливающей, что каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Указанная статья (пп. "a"-"f" п. 1) предусматривает шесть категорий допустимого лишения свободы. Этот перечень является исчерпывающим и подлежит рестриктивному толкованию (см. дела Siulla v. Italy[9], Lukanov v. Bulgaria[10]). Вместе с тем право на свободу и личную неприкосновенность не является абсолютным правом, и в определенных случаях арест лица либо задержание могут быть признаны допустимыми. В этой связи, для того, чтобы лишение свободы было законным, оно должно относиться к одному из оснований, предусмотренных в пп. "а" - "f' ст. 5 Европейской конвенции о защите прав (см. дело Witold Litwa v. Poland[11]). В числе таких оснований - возможность законного ареста или задержания лица с целью предотвращения его въезда в страну или лица, против которого принимаются меры по его высылке или экстрадиции.
Поскольку экстрадиция, по общему правилу, не касается собственных граждан, лицо, которое подвергается процедуре экстрадиции, обычно является иностранцем. Учитывая, что внутреннее законодательство позволяет государствам осуществлять выдачу иностранцев, применение ареста или задержания, связанных с ограничением их свободы, относится к числу допускаемых Конвенцией юридических средств, направленных на обеспечение экстрадиции лица. Однако указанные положения могут толковаться только во взаимосвязи со ст. 18, согласно которой ограничения, допускаемые в настоящей Конвенции в отношении указанных прав и свобод, не должны применяться для иных целей, нежели те, для которых они были предусмотрены.
Таким образом, предусмотренная в п.п. "f" ч. 1 ст. 5 Конвенции "законность" ареста предполагает: во-первых, осуществление принудительных мер в точном соответствии с положениями национального законодательства; во-вторых, их безусловное применение с той целью, которая специально оговаривается в тексте этого подпункта, т.е. для воспрепятствования незаконной иммиграции, обеспечения депортации или экстрадиции.
Сам факт того, что против лица ведется экстрадиционное производство, не только не исключает, а, наоборот, предполагает необходимость обеспечения процессуальных гарантий, предусмотренных законодательством запрашиваемого государства. Естественно, лучшие возможности для защиты прав индивида создаются в рамках судебного рассмотрения вопроса о выдаче, но даже в тех случаях, когда решение о выдаче принимают иные органы, должна предусматриваться возможность судебного обжалования.
...нарушение прав человека составляет одну из наиболее серьезных проблем, связанных с процессом похищения либо даже ареста лиц на территории иностранных государств в результате межгосударственного сотрудничества. Акцентируя внимание на посягательстве на суверенные права государств, следует в то же время учесть, что незаконный захват и похищение лиц наносят серьезный ущерб правам человека, гарантируемым в связи с деятельностью системы уголовной юстиции.
Не меняет ситуации и тот факт, что последующий процесс против таких лиц осуществляется в рамках надлежащих правовых процедур, предусматриваемых национальным законодательством.