|
От
|
Кудинов Игорь
|
|
К
|
Leopan
|
|
Дата
|
04.08.2010 23:47:40
|
|
Рубрики
|
Современность; Армия;
|
|
напрасно, вот аналитика 2007 года
http://www.keldysh.ru/papers/2008/prep35/prep2008_35.html
.....
7. Выводы
Большинство экспертов разделяют мнение о негативном влиянии нового Лесного кодекса на ситуацию с лесными пожарами.
Даже весьма приблизительные расчеты показывают, что, при доведении эффективности системы лесного пожаротушения до уровня канадской, при чрезвычайно благоприятных природных особенностях лесных пожаров в России, площадь, пройденную пожарами, можно сократить с 15 млн. га в год до 0,5 млн. га в год, то есть уменьшить её на порядок.
В гипотетической сбалансированной ситуации, когда лесное хозяйство и системы авиационного мониторинга лесных пожаров функционируют в штатном режиме, выход лесных пожаров на уровень чрезвычайной ситуации весьма маловероятен.
Однако в имеющейся ситуации, после ввода в действие нового Лесного кодекса и фактической ликвидации лесничеств и ликвидации Авиалесоохраны как единой структуры, любой достаточно засушливый год может стать катастрофическим. Необходимо признать, что подразделения МЧС, по всей видимости, не готовы к тушению лесных пожаров в большом объеме, т.к. не обладают ни соответствующей техникой, ни средствами мониторинга, ни знаниями.
По части оперативного реагирования на лесные пожары следует принять срочные меры по сохранению опыта и наработок «Авиалесоохраны», специалистов по ландшафтному пожаротушению. Поскольку расформирование «Авиалесоохраны» как единого целого уже фактически совершилось, возможно, МЧС следует сформировать аналогичное подразделение.
Что касается блока научного мониторинга последствий лесных пожаров, анализа ситуации в целом, рекомендуется привлечь к работе специалистов Института леса им. В.Н. Сукачёва СО РАН.
В процесс мониторинга и тушения лесных пожаров вовлечено несколько ведомств с различными полномочиями и степенью ответственности за результат. Если утрировать ситуацию, то получается, что МЧС обладает политическим весом и значительными материальными ресурсами, однако фактически не несёт ответственности за тушение лесных пожаров, а Рослесхоз обладает специалистами по лесным пожарам, но не имеет политического веса.
По косвенным данным, в настоящее время (осень 2007 года) МЧС работает над созданием собственной системы тушения лесных пожаров, руководствуясь при этом совершенно ложными исходными посылками: космический мониторинг + дорогостоящие технические средства авиационного пожаротушения (тяжелые самолеты-танкеры Бе-200, ИЛ-76). Можно с большой долей уверенности спрогнозировать, что создание такой системы обойдется бюджету в сумму, на несколько порядков превышающую сумму, необходимую для поддержания и развития существовавшей до 1 января 2007 года системы охраны лесов от пожаров, в основе которой лежал принцип: ранее обнаружение – небольшие затраты на тушение. Пройдет немало лет, прежде чем новая система МЧС будет введена в эксплуатацию, и её руководители на собственном опыте убедятся в справедливости высказываемых профессиональным сообществом лесных пожарных истин.
С 1972 года, который был катастрофическим по лесным пожарам (погибли сотни людей), в результате работы «Авиалесоохраны» не было ни одного настолько же катастрофического года. Погодные условия 2007 года, который открыл новую страницу в истории охраны лесов от пожаров, были достаточно благоприятными, чтобы катастрофа не произошла в этом году, что признается всеми непосредственными участниками событий лесопожарного сезона – 2007, хотя ситуация в республике Тыва и Читинской области в августе вышла из-под контроля. В ближайшие годы, в случае неблагоприятной с точки зрения лесопожарной обстановки погоды, нельзя отметать вероятность повторения катастрофы 1972 года.
По всей видимости, сведения о существовании, возможностях и профессионализме «Авиалесоохраны» как целостной системы не доведены до лиц, принимающих решения. К сожалению, по-видимому, руководство МЧС только поддерживает эту неосведомленность, руководствуясь ведомственными интересами.
Для изменения негативных тенденций в области лесного пожаротушения в России, могущих при неблагоприятных условиях привести к масштабной катастрофе, необходимо:
1. сделать значительные вложения в обновление материальной базы службы лесных пожаров;
2. приложить значительные усилия по координации работы лесных пожарных служб, которые оказались разделены по регионам, вплоть до создания единого диспетчерского подразделения на базе «Авиалесоохраны» или на базе МЧС РФ с привлечением специалистов «Авиалесоохраны», которое будет исполнять функции единого информационного центра;
3. разработать нормативную базу, которая позволит подразделениям лесной пожарной службы, подчиненным различным региональным органам исполнительной власти, легко перебрасывать силы и средства между регионами, руководствуясь сведениями единого информационного центра;
4. в качестве средства независимого аудита всей системы можно использовать наработки Института леса им. В.Н. Сукачёва и «Авиалесоохраны» совместно с Центром по экологии и продуктивности лесов РАН, которые позволяют определять количество крупных пожаров (мера эффективности