От HorNet Ответить на сообщение
К СБ
Дата 14.09.2010 12:42:14 Найти в дереве
Рубрики WWII; Флот; Искусство и творчество; Версия для печати

[2СБ] [2 СБ] Re: "Командиры оказались...

> А неудачная попытка штурма острова (если бы задача сразу не сменилась на дотаскивание до Японии полуживых авианосцев) может показала бы на будущее, что американцы не такие уж лохи.


Меня вот уже несколько лет занимает загадка "Хирю" - почему фактически имеющий ход корабль с фактически погашенными пожарами в носу был банально брошен? Что за взрыв произошел в корме корабля за две минуты до полуночи 4 июня? Причем это был такой взрыв, который никак не повлиял на его живучесть. Абсолютно никак - возникший очаг пожара был ликвидирован за 20-30 минут. И тем не менее, корабль был оставлен в сильной спешке, с забытой частью экипажа, получив достоверный удар всего одним "лонг лэнсом", причем в носу, где корпус был небольшой ширины и взрывная волна фактически вышла через противоположный борт.
Нет абсолютно никаких технических причин к оставлению корабля - даже если посчитать расход топлива с момента первой атаки всего соединения утром 30-узловым ходом, все равно там оставалось не менее 35-37% топлива, это самая пессиместичная оценка, реально - больше.
Логика заставляет искать ответ в мозгах японских адмиралов и их отношениях. И если вдуматься в радиообмен между Нагумо, Кондо, Ямамото и Курита, возникает стройный вывод о том, что у Нагумо, как оперативного командира, ответственного за авиацию, были все расклады этот последний взрыв придумать, и списать на него полную утрату боеспособности, чего в реальности не было. Ибо не придумай он этот взрыв, ему пришлось бы возвращаться к Мидуэю под действующими прикащами Ямамото/Угаки, параллельно заставив подчиенных начальников прекратить паническое бегство, которое возглавлялось на КРТ 8-й дивизии Абэ (там отдельная песня с ошибочной радиограммой обстрела Мидуэя, которяа привела этого контр-адмирала в полное смятение) и которое фактически поддержал Кимура на самой "Нагаре". И если самостоятельно ослушаться приказа Ямамото Нагумо мог, то как-то повлиять на командиров крейсерско-миноносных сил - увы, нет. А это не просто отказы выполнять приказ - это демонстрация высшему начальнику - Ямамото - отсутствия авторитета в отношении подчиненных командиров, а ведь именно это по тому же "Бушидо" является максимально низкой оценкой военачальника и совершенно неприемлемо в традиционной военной культуре Японии. Вероятно, именно эта мысль заставила Нагумо изложить намерение о сэппуку Кусаке, который, вероятно, и был инициатором подлога, позволяющего "сохранить лицо". Подлога, который стоил IJN вполне способного вернуться в Японию "Хирю"... При "фатальном" состоянии авианосца все складывалось нормально, и трусость Абэ не выходила из-под полного контроля Нагумо. Если Ямагути и не узнал об этом напрямую, он обо всем догадался, но... И его поведение становится совершенно понятным - его флагман убивали еще живым и способным если не полноценно сражаться (из-за вылома платформы носового лифта корабль не мог проводить полеты), то по крайней мере двигаться и защищаться артиллерией, и уж точно уйти из зоны БД совим ходом. Сойти с корабля при таких раскладах было бы полным бесчестием, на которое без раздумий пошел Абэ и с которым согласился Нагумо...
К сожалению, имея дело с японцами, все вот такие соображения придется принимать во внимание, хотя это совсем ненаучно с точки зрения истории как таковой, в ее "западном" прочтении. Но что делать?