От Д.И.У. Ответить на сообщение
К Игорь Островский Ответить по почте
Дата 08.10.2010 23:39:53 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

Re: [2Игорь Островский] Откуда берутся законы и обычаи - из "потребностей" власть имущих

>>For example, из того, что в РИ имело место "снохачество", совсем не следует, что оно было обязательным элементом в каждой семье.
>
>Из этого следует, что такой феномен существовал. Всеобщность тут необязательна.
>
>Как утверждают, первое упоминание ius primae noctis относится к примерно 1250 г., в одном северофранцузском стихотворении, где речь шла о местности близ Мон-Сен-Мишель.
>Около 1350 г. об этом же упоминается в романе на тему Крестовых походов, автор - Baudouin de Sebourc. Опять северная Франция.
>Само мнение, что такое право существовало издревле, возможно, и неверно. Но этого оказалось достаточно, что таким образом распространилась обычаеобразующая идея.
>
>И уж никак это не эпоха Просвещения.
>
>Обычай primae noctis, насколько можно судить, никогда не самкционировался ни светским, ни каноническим правом, что, как понятно всякому, и не было принципиальным препятствием для это практицируемого существования в условиях крепостничества.
>
>Критика этого обычая фиксируется с начала Нового времени, т.е., ДО собственно Просвещения.
>Люди упорно критиковали то, чего вовсе не существовало?
>
>Следы этого обычая, как утверждают, можно найти в зафиксированном письменно обычном праве Нидерландов, Каталонии, некоторых областей Франции и Германии.
>
>Наконец, соотв. обычай порою встречается в архаических обществах. И как многие архаичные обычаи, вполне способен бы был сохраниться в виде пережитка на протяжении многих столетий.
>
>В самом ли деле есть основания так запросто отмахнуться от устойчиво и издавна бытующего представления?
>Или это симптом "феодальной реакции", как, например, и в сегодняшнем ежедневнике пассажи, "разоблачающие" Кола ди Риенци?

Историки, перерывшие горы документации, относящейся к феодальным повинностям и судебным делам, а также нарративной литературы с каролингских времен до ренессанса, не нашли никаких свидетельств, что ius primae noctis подразумевало "право сеньора на дефлорацию". Во всех случаях (включая каталонские восстания 1460-,80-х против "дурных обычаев", в т.ч. "права первой ночи", где оно так и названо буквально - для Франции характерны термины типа cuissage или jambage) подразумевалась только материальная выплата сеньору в связи с выдачей замуж крестьянской девушки. И всё. Никаких "сексуальных прав", появившихся только в богатом воображении салонных извращенцев 18 в.

Также историки обращают внимание, что брак является одним из христианских таинств, и его осквернение посторонним было бы не просто проступком, но богохульством, и никак не могло быть упорядоченным "правом", даже негласно терпимым церковью.