От Exeter Ответить на сообщение
К 13 Ответить по почте
Дата 11.10.2010 21:04:27 Найти в дереве
Рубрики WWII; Версия для печати

Так в ВМВ или в ВОВ?

Здравствуйте, уважаемый 13!

В ВМВ (до 22 июня 1941 г) шведы вполне себе, разумеется, в СССР оные поставляли. По торговому соглашению 1940 г Швеция должна была поставлять в том числе и шарикоподшипники, однако с 22 июня 1941 г. все шведские поставки в СССР были прекращены и значительные партии уже изготовленных шарикоподшипников для СССР остались на хранении до конца войны.
В Швеции в итоге ис 1941 г. скопилось довольно значительное количество товаров из числа советских довоенных заказов (в основном шарикоподшипники и специальные стали), но когда осенью 1944 г. после выхода Финляндии из войны шведы стали предлагать их отправку в СССР, советская сторона не выразила к этому особого интереса по банальной причине - нечем было платить. С конца 1944 г. обе стороны вели переговоры о предоставлении Щвецией Советскому Союзу товарного кредита в 1 млрд. крон на 10 лет, они затянулись сперва по причине того, что шведы советская сторона требовала не более 2-2,5% годовых, а шведы соглашались только на 3-3,5%, кроме того, шведы требовали компенсаций на шведскую собственность, национализированную в Прибалтике. В результате дело тянулось до октября 1946 г. и всё это время объём шведских поставок в СССР был ничтожен, хотя, видимо, что-то с конца 1944 г. перевезли.
Хотя шведы предлагали много чего, включая вооружение.
Добавлю, что немалая часть заказов по торговому соглашению 1940 г. делалась под программу строительства "Большого флота", а в 1944-1945 гг. этот вопрос уже был малоактуален, как и товары под нее.

Авиасообщение между СССР и Швецией с началом ВОВ также отсутствовало. В 1942 г шведы сделали предложение об установлении эпизодической ночной почтовой авиасвязи с Москвой. На запрос НКИД начальник ГУГВФ указал на техническую осуществимость идеи, предложив два маршрута через Финляндию, однако рассмотрение этого вопроса в советских руководящих кругах затянулось. В марте 1944 г в Москву для переговоров по данному вопросу прибыл глава шведской авиакомпании "Аэротранспорт" Флорман, однако переговоры фактически сорвались, советская сторона ссылалась на военную обстановку. Вопрос так и не был решен до конца войны, советско-шведские переговоры об открытии авиасообщения возобновились в сентябре 1946 г.


С уважением, Exeter