От Grozny Vlad Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 18.10.2010 16:06:19 Найти в дереве
Рубрики ВВС; Версия для печати

Что означает продажа «Геркулеса» Китаю?

Веб-сайт Белого дома США 8 октября поместил послание Обамы в адрес Сената и Палаты представителей США, посвященное вопросу снятия ограничений в сфере продажи транспортных самолетов «С-130». В послании Обама отметил, что, согласно закону, принятому Конгрессом, и исходя из национальных интересов США, он принял решение о снятии соответствующих ограничений по экспорту в Китай транспортных самолетов «С-130», предназначенных для удаления утечки нефти в море.

Американский самолет «С-130» называется «Геркулес». Это средний транспортный самолет с четырьмя двигателями. «Геркулесами» оснащены военно-воздушные силы десятков стран мира, в большинстве из которых «Геркулесы» выполняют важную задачу по осуществлению перевозки для военно-воздушных сил. Исходя из «Холодной войны» и т.н. "экономической блокады" США, транспортные самолеты «С-130» почти не экспортировались в СССР и Китай. Зато, как мудро говорят, на Свете нет вечных врагов и вечных друзей, есть лишь вечные интересы. В 80-е годы прошлого века, исходя из требований о стратегическом ограничении СССР, США экспортировали грузовые самолеты «L-100», которые считаются гражданской версией транспортного самолета «С-130». Тогдашние снимки показывают, что гражданская авиация Китая отправила «L-100» для выполнения задачи по перевозке вертолетов "Black Hawk", кстати, обозначениями того «L-100» были "В-3002" и "В-3004", значит, тогда были закуплены 2-4 самолета.
Зато по сравнению с военным транспортным самолетом «С-130» гражданский самолет «L-100» лишен многих предметов военного оборудования, и характеристики данного самолета также довольно слабы. Например, вес «L-100» на 1 тонну больше, чем вес «C-130H», что непосредственно сказывается на эффективности грузовой способности самолета. Что касается продолжительности полета, «L-100» способен к продолжительному полету на расстояние 2470 км., а «С-130H» - 3800 км., что также является большой разницей.

Почему же на этот раз президент США Обама выдвинул решение о продаже в Китай транспортного самолета «С-130»? Он будет предназначен для военного применения или гражданского?

В послании Обамы четко упомянуто, что "исходя из национальных интересов, необходимо снять ограничения, зафиксированные в правилах о выдаче временных лицензий на экспорт военной продукции в Китай в пунктах (а) (3) статьи 903, насчет экспорта транспортного самолета «С-130»". Что касается английского языка, "лицензия на экспорт военной продукции" -- “munitions export licenses” действительно затрагивает систему военного оружия в сфере экспорта в Китай. Что касается причины экспорта «С-130» в Китай, она, вроде бы, ясна. В этом году произошедший инцидент с утечкой нефти в Мексиканском заливе очень взволновал США, в то время именно транспортные самолеты «С-130» объединенной бригады военно-воздушных сил США выполняли задачу по засыпке химических средств для разложения нефти и загрязнении. Данная бригада является единственным подразделением, оснащенным самолетами для реализации масштабных действий по засыпке с воздуха. Крылья самолетов переделаны специально для выполнения такой работы. В этом году в Даляне Китая также случилась утечка нефти, можно сказать, что перед обеими странами встал вызов в сфере морской безопасности. Кроме того, и в США, и в Китае гражданские компании не могут профессионально и высоко квалифицированно применять данные самолеты. Они должны использоваться и управляться военно-воздушными силами в целях эффективной реакции на экстренные инциденты в море.

Ныне США уже экспортировали более 2200 единиц «С-130», однако теперь лишь линия по производству «С-130J» продолжает работать. Иными словами, если США будут экспортировать Китаю «С-130», то, скорее всего, они готовы экспортировать улучшенную версию данного самолета - категории «J». Настоящий тип оснащен новыми двигателями и цифровым навигационным электронным оборудованием, экипаж сокращен до 3 человек, расстояние полета увеличено до 5 тысяч км., кстати, используется более интенсивная система по грузоперевозке, эффективность грузоперевозки значительно повышена.

Однако есть сомнения в том, готовы ли США практически экспортировать «С-130J» военного назначения. Запад считает, что «С-130J» является отличным транспортным самолетом среднего масштаба, и если Китай приобретет его и оснастит себя массовыми технологиями, то это будет играть важную роль для повышения способности армии Китая к далекой переброске. Все-таки, план Обамы исходит из причины утечки нефти в море. США, как поставщик самолета, вполне может зарезервировать технологии и козыри в сферах производства двигателей, навигационной электроники, размера грузового салона и др., с тем, чтобы максимально ограничить ценность применения экспортированных в Китай «С-130J». В результате такой самолет будет предназначен только для выполнения специальных задач - удаление нефтяного загрязнения в море. Неслучайно, что производитель «С-130J» -- компания «Lockheed Martin» как раз зарезервировала у себя проект «L-100J», который, по сути, является самолетом гражданского назначения на основе «C-130J». Пользуясь этим случаем, данная компания может заново восстановить проект и при имеющейся производственной линии производить гражданские версии. Это также возможно.

Одним словом, для повышения способности китайской армии к воздушной переброске нереально и нельзя опираться на экспорт зарубежных самолетов. Западные страны не так добродушны, и мы не должны быть наивными. Наш путь - собственными силами производить крупные самолеты и создавать такую индустрию. С этой точки зрения, США пытаются экспортировать в Китай транспортные самолеты «С-130», что является доказательством о развитии авиаиндустрии Китая в последние годы. Производные типы транспортных самолетов «Юнь-8» показывают, что собственные "Геркулесы" Китая также смогут покрывать наш спрос.



Грозный Владислав