Регулировалось оно очень жестко воюющими сторонами
Еслм в 1939-1941 гг. еще были определенные вольности (в связи с тем, что невооющими державами были могучие США, Япония и СССР, а также в связи с нейтралитетом до осени 1940 г. Греции с крупным торговым флотом), то с превращением войны окончательно в глобальную к началу 1942 г. нейтральное судоходство было крайне ограничено, уважаемый Дмитрий Козырев.
Никакой "свободной торговли" уже не было. Правктически все судоходство контролировалось воюющими державами, тем более, что союзники очень опасались утечки материалов в Германию через нейтралов, и были склонны скорее нейтралов душить.
Формы контроля были разные, но, как правило, судовладельцы сами понимали, что лучше быть в контакте с теми, кто господствовал на море. Где-то с 1943 г. британцы получали уведомления о движении практически всех нейтральных судов в Атлантике.
Немцы с 1940 г. разрешили Швеции вести морскую торговлю вне Балтики только через один порт - Гётеборг (т. наз "Гётебогское судоходство"). При этом все шведские суда досматривались и грузы контролировались. На протяжении войны, чтобы оказать давление на Швецию по тем или иным поводам, немцы неоднократно это судоходство перекрывали.
Иностранные суда, естественно, в Швецию не допускались.
Что касается потопления шведских судов - не стоит забывать, что большая часть шведского торгового флота (все суда, оказавшиеся в 1940 г. вне Балтики) была по шведско-британскому соглашению передана в британский фрахт, со всеми вытекающими правовыми последствиями.
Инспанское судоходство очень сильно было ограничено союзниками, тем более, что союзники имели здесь такой сильный рычаг, как поставки нефти в Испанию. Фактически немалая часть испанского тоннажа (и весь танкерный) были задействованы на строго контролируемых союзниками перевозках из США.
Немцы для блокадопрорывателей и ВКР применяли маскировку под нейтралов только пока эти нейтралы были. В 1942-1943 гг. больше маскировались уже под союзные суда.
С уважением, Exeter