|
От
|
Д.И.У.
|
|
К
|
Jack30
|
|
Дата
|
28.10.2010 16:27:33
|
|
Рубрики
|
11-19 век;
|
|
В Европе - везде и нигде.
Сама постановка вопроса предполагает наличие сильного централизованного государства, способного навязать "неудобные" правила всему населению и добиться их долговременного выполнения, и способного обеспечить внешнюю и внутреннюю безопасность исключительно "централизованными" силами. А также наличие унифицированных сословий.
На самом деле, в средневековой Европе всё было не так. Она представляла собой мозаику и в территориальном, и в социальном плане. "Верхние" уровни власти обычно были слабыми и брали на себя самый минимум функций (как правило, не могли добиться даже регулярной выплаты подушного/поочагового налога). В каждой сеньории были свои порядки.
Один сеньор разоружал своих зависимых людей, другой наоборот, старался вооружить и обучить. Особенно когда был в конфликте с более сильным соседом, и нуждался в "пехотной поддержке". И в случае крайней необходимости (случавшейся регулярно) ему никакие королевские и герцогские указы не были указом.
Сама необходимость "разоружения низших классов" предполагает, что "высший класс" (т.е. рыцарство-дворянство) представлял собой монолитное сообщество паразитов-эксплуататоров, находящихся в антагонизме с "подданными". Но было не так, по большей части. Деревенские семьи и общины жили в постоянной взаимной злобе и конфликтах - из-за межей, потрав скота, просто на почве зависти и соседской неприязни. Крестьянин не имел боевых навыков, из оружия - только "естественный" набор из ножа, топора и выпрямленной косы, сделанных из поганого деревенского железа. Ему нужен был постоянный защитник и покровитель, если нападет сосед с толпой родственников, или разбойники, или соседский сеньор попытается оттяпать какой-нибудь луг и кусок поля. Им был его собственный сеньор, на коне и в доспехах, готовый всегда вмешаться на его стороне. Но если сеньор не справлялся, приходилось все-таки и его крестьянам помогать ему, со своими рогатинами, дубинами и топорами.
Опять же, что значит - "низшие классы". Само понятие "крестьянство" было абстракцией, получившей единый юридический смысл только в эпоху абсолютизма. Были сервы, вилланы, йомены. У одной общины и даже семьи был свой набор обязательств и привилегий, у другой - другой, у третьей - третий. И всё зафиксировано письменно, причем чем старее грамота, тем авторитетнее.