WWII; Современность; Память; Искусство и творчество;
Впечатления про Брестскую крепость, ч. 1
День добрый
Посмотрел недели две назад (3го) Крепость.
Впечатления отлежались - можно писАть.
Итак. Общее впечатление - в высшей степени необнозначное.
Фильм, скажу сразу - смотреть стоИт, скорее всего (лучше уйти минут за 5 до концовки), но НЕ семьёй (уж точно без детей), и не в рамках дружеского культпохода, скорее всего.
Что хорошо?
Фильм - реально серьёзный. В отличие от "новых русских" и б.ч. советских фильмов он жесток и последователен; вполне понятно, просто шкурой воспринимаешь, почему активная война выматывает за считанные дни.
Фильм - абсолютно, решительно негламурен (за исключением, б.м., своеобразного "некро-гламура", см. ниже) и, совсем не развлекателен и не расслабушен. Нет ни малейших признаков того, что кто-то из форумских назвал "п.ры поют про войну" (по поводу концертов на 9 мая). Кастинг - убедителен, жизнь героев в экране по бОльшей части - тоже (есть исклбчение, см. ниже).
В нем действуют советские люди - не творческая тусовка, напялившая гимнастерки и пилотки со звездочками и что-то там изображающая, а именно - советские люди, почти уже позабытый итп со своими представлениями о правильном и неправильном, долге, чести, допустимом и нет, манере поведения и проч. (кстати, удачно подана тема единства разных людей - они действительно разные и живые).
Исключительно силен ряд военных эпизодов. Артобстрел - страшен бессмысленной непонятностью "куда упадёт", огневой бой - жёсток, немцы - воспринимаются по бОльшей части как непонятные и почти безликие, без-личностные, точнее, существа, части огромной хорошо отлажеенной машины. Так их наверное в 41 и видели.
В действии почти отсутствуют обязательные завывания за репрессии, культ личности и вся остальная давно забодавшая политпропаганда.
Фильм безупречно логичен. Он практически не оставляет шансов на саму возможность того, что всё вдруг изменится, и "всех спасут". Не спасут. Бороться и погибать придётся в безнадёжных боях, стягивая на себя немцев, пока есть хоть какие-то силы и исполняя долг до самого конца.
Итак, это все - об отличном, реалистчном, наконец, фильме про войну, соответствующем зрителю нового времени, в котором мы все оказались.
А теперь - о гадостях. Их в фильме достаточно, и именно они не дают возможность поставить ему однозначно положительную оценку.
1. Любование смертью.
Смерть - в разных её видах, глазами взрослого, ребёнка, женщины - едва ли не главный герой Крепости.
Причем герой этот - самодостаточен. им любуются, раскрывают его характер, так и эдак вертят перед зрителями.
Причем, если в самом начале "войны" эти кадры еще естественны - в сцене артобстрела, например (один из сильнейших эпизодов этого, повторюсь, сильного фильма), то дальше они уже становятся самодостаточными. Тут и тщательно выписанный расстрел из пулеметов немцами толпы гражданских, пытающихся выйти через ворота, тут и "летающие покойники" в эпизоде с двухтонной бомбой, тут и сцена ночного расстрела прорывающихся из крепости бойцов, тут и зачистка галлерей огнеметами, тути многое другое.
Причем это другое - подчас нелогично и бессмысленно. Ну, вот например, эпизод. Немцы навалили у ворот крепости гору трупов гражданских. К воротам медленно подъезжает танк и непойми зачем, въезжает в крепость. По телам. Камеру поднимают вверх, и смачно показано, кактанк неспеша едет по трупам, а за ним тянутся две дорожки из перемолотой человеческой плоти.
По сюжету - этот кадр не нужен. Танк больше не появляется. Вставлено - чисто эстества ради.
Или вот, например. Главгерой - подросток лет 14 - выходит к Бугу за водой. Идет склейка - по его лицу бегает солнечный зайчик, как пускала его подруга когда-то давно, несколько дней назад, в счастливом "до войны".
Пацан нагибается - опа, блик идёт от пенсне убитого нашего командира, лежащего под тонким слоем воды у берега.
Вот эта склейка и это эстество - зачем?
Об оторванной руке с часами (крупный план, да), мимо которых подростток ползет куда-то, я уж и не говорю.
Если сообществу будет угодно, потом напишу и ч.2
Кроме того, я считаю, что Сергей Аракчеев должен быть освобожден