От МУРЛО Ответить на сообщение
К JGL Ответить по почте
Дата 07.01.2011 11:47:54 Найти в дереве
Рубрики Современность; Флот; Локальные конфликты; Версия для печати

Если что на тему "Не хочеш кормить свой флот, будеш кормить чужой флот" торговый

Войтенко Михаил
06 июля 2008
Морской Бюллетень – Совфрахт

Господам офицерам и адмиралам
Господа офицеры и адмиралы! Честно сказать, читать на вашем форуме многие ваши рассуждения и мысли много приятнее, чем читать мемуары адмиралов. Потому что ваши рассуждения куда более здравые. Но и на форуме, там и сям, читаю залихватские и страдающие мегаломанией мнения о судьбе вашего военно-морского флота и путях его развития. Недоумеваю. Я работал и продолжаю работать в общей системе торгового судоходства – теперь не на мостике, а так сказать, в инфраструктуре. Но тем не менее, российский торговый флот и его развитие меня интересовали и интересуют в первую очередь. И полагая себя частью торгового судоходства, я вообще-то считал и считаю, что военно-морской флот стоит на нашей службе, а не наоборот. Но когда читаю и слушаю военных, то понимаю, что они-то думают и действуют, исходя из своего главенства. Говорить-то конечно, они говорят другое, про защиту и священные рубежи, про величие и прочее, чего не измеришь и не укусишь, а на деле получается – не они ради нас, а мы ради них. Господа офицеры и адмиралы! А не пора ли вам спуститься с небес ваших мечтаний и фантазий на грешную землю реальности?
Давайте по порядку. Прежде всего, о надоевшей оскомине великого ВМФ советских времен. Все, как один, говорят, что в 70- и 80-х он вышел на пик своего могущества. И вот сразу после пика не только ВМФ, но и прочих родов ВС и ВПК нашего ненаглядного, СССР взял, да и развалился. Я надеюсь, что статью читают серьезные люди, а не маргинальная шпана, и потому воплей о ЦРУ, масонах и неумном Политбюро не будет. Если система развалилась сама по себе без ракетно-ядерных ударов и захвата столицы вражеским десантом, значит, система была порочной. Так вот далее – о могучем советском ВМФ. Он стал океанским. Что он делал в океане? Он защищал не интересы России, он защищал интересы СССР и дела социализма. Его главной задачей было способствование победе социализма во всем мире. Постольку, поскольку задача действительно, была глобальной, флот должен был выйти в Мировой океан, и он туда вышел. С распадом СССР дело социализма стало для нас не актуальным. И громадный флот советских времен автоматически стал ненужным. Потому что глобальных задач, требующих глобального и мощного присутствия в Мировом океане, у нас в настоящее время просто-напросто нет. Но там и сям талдычат про противостояние НАТО, США и какую-то защиту наших интересов в местах, к нашим интересам не имеющих никакого отношения. Господа офицеры! А также адмиралы! Нет у нас пока транснациональных корпораций, чьи интересы надо где-то на краю земли защищать авианосцами. Ну нету! Но наши адмиралы время от времени говорят о защите отечественного судоходства? Вот тут давайте поподробнее.
Итак, наше отечественное торговое судоходство – что это и какой защиты оно требует? Говорить про него наши военные говорят, но не то из осторожности, не то просто по незнанию, никогда не уточнят, что оно такое и что ему угрожает. Позвольте вам пояснить. В советские времена ВМФ строился и расширялся, вдохновляемый амбициями и политической доктриной – либо мы, либо капитализм. Торговый флот расширялся, подталкиваемый жесточайшей экономической нуждой и экономической же несостоятельностью советского государства. Нужны были, любой ценой, доллары, йены, марки, фунты и прочие твердые валюты. Одним из главных поставщиков валюты СССР был торговый флот – это были суда под советским флагом, с советскими экипажами, это были частицы СССР, и их было много, они ходили по всему Мировому океану, подбирая валюту, где можно. Можно было, следовательно, говорить о защите отечественного торгового судоходства – был предмет для разговора. Торговое судоходство СССР было океанским, международным, и было для СССР стратегически важным постольку, поскольку приносило жизненно важную валюту, на которую покупали как хлеб, так и новые технологии. С распадом СССР и возвращением в реальный мир торговый флот СССР распался, разбежался и в конечном счете, возродился заново, уже как российское судоходство.
Российское судоходство потеряло не в обьемах и количествах, о чем не устают скорбеть ура-патриоты – оно потеряло в своей стратегической значимости. Стратегически важным оно является только в одном, в обеспечении внутреннего завоза – это прежде всего, Север и ДВ. Когда нам пытаются выдать, за стратегически важные, перевозки нашего сырья, то это – чистейшей воды (чистейшей нефти) лукавство. Если-б мы ввозили нефть и газ, тогда и только тогда эти перевозки имели бы для нас стратегически важное значение. А нас пытаются, многие политики и почему-то адмиралы, уподобить и сравнить с Японией либо Китаем. Стратегически важное это то, без чего стране грозит гибель. Кому грозит гибелью сокращение экспорта нашей нефти? Олигархам? Ну, пусть они и защищают, в таком случае. Но не волнуйтесь, вывозу нефти ничто не угрожало и угрожать не будет, ведь наша нефть нужна ее покупателям не для роскоши, а для обеспечения элементарного выживания, и потому они у нас нефть заберут и вывезут, и обеспечат безопасность этих перевозок так, как нам и не снилось.
Все прочие виды перевозок, необходимые нам, по большей части идут помимо российского судоходства и даже российских портов, основными мировыми маршрутами грузопотоков. Так что, господа, защита российского торгового судоходства на просторах Мирового океана, это немного миф. Слишком оно небольшое, чтобы создавать 5-6 авианосных соединений для его защиты. Но должен кое-что пояснить для тех, кому привычнее двигать по картам флоты и эскадры, нежели разбираться в низменных пошлостях мировой экономики и мирового торгового судоходства. В прошлом веке мировая экономика породила такой феномен – удобный флаг. Под удобный флаг разбежался почти весь мировой флот, и только недавно, лет тому 10-20 назад, начался обратный процесс возвращения судов под флаги тех, кому они в реальности принадлежат. Причем этот процесс вызван не чьей-то волей или политическими игрищами депутатов и президентов, а требованиями экономики. Это отдельный разговор, но суть, применительно к этой статье, в том, что реально торговые флоты стран и их военные флоты, с точки зрения защиты отечественного торгового судоходства, никак не совпадают – нет ни единого примера соответствия. Если исходить из того, что между количеством торговых судов под флагом данного государства и размерами его ВМФ существует связь, то такие супердержавы, как Панама, С.Винсент, Монголия (кто не в курсе – уже несколько лет, как Монголия стала удобным флагом и бойко, посредством офиса в Сингапуре, им торгует) или Камбоджа, должны иметь каждая по 5-6 авианосцев, не говоря про прочую мелочь. У США должны быть пара-тройка десятков эсминцев, Англия и тральщиками утрется, а например, Финляндии хватит пары катеров с помповыми ружьями в гнездах и кобурами с пистолетами на боку.
Спрашивается, что именно должны защищать в Мировом океане наши авианосцы? Чьи интересы? Что им там вообще делать? Напрямую или обиняками, но дается понять, что мы должны противостоять угрозе со стороны ВМС НАТО и США. Так, ладно, примем. Попытаемся немного по-противостоять и посмотрим, что получится. Выше своей колокольни, торгового судоходства, я не лезу. Геополитика – это не по моей части, уж больно она дерьмоватая штука, или ее такой делают те, кто ею увлеченно занимается? В общем, все мы знаем такой штамп – «мировой жандарм». ВМС, значит, НАТО и США, это мировой жандарм. Господа, вопрос – а что плохого в жандарме? А кто в мире живет без жандармов и полицейских? Покажите? Я могу показать, если сразу не сможете. Сомали. Уже третий десяток лет нет там ни полицейских, ни жандармов. Идите в Интернет и читайте, слушайте и смотрите, что такое Сомали и что там творится. Так вот, ВМС НАТО и США худо-бедно, но со своей ролью жандарма справляются, в целом мировое судоходство чувствует себя, за исключением отдельных мест, в безопасности. Если кто-то думает, что в Мировом океане не надо поддерживать элементарного порядка и следить за безопасностью, то пусть себе думает дальше, думать не вредно. Если главной мечтой и устремлением нашего ВМФ остается противостояние ВМС Запада, то собственно, что это значит? Политической доктрины, противостоящей западной, у нас нет, если конечно, не считать таковой завывания наших шаманов типа шевченко или проханова. Просто мы хотим стать круче, и вся вам доктрина? Хорошо, станем. Тогда мы – именно мы – превратимся в жандармов, никуда от этого не деться. К нам будут бежать за помощью, у нас будут просить защиты, нам надо будет лезть в каждую дыру в Мировом океане и тушить каждый назревающий конфликт. Станут ли по отношению к нам более благодарными, чем по отношению к американцам? Сильно сомневаюсь. Сильных боятся, но не любят. Достаточно посмотреть на американцев – что они ни делают, все плохо. Их кусают и в их сторону плюют все без исключения, весь мир. Если кто-то скажет, раздувши щеки, что мы совсем другое дело, что мы духовны, а они, ВМС НАТО и США, нет, то с вашего позволения, я в этом месте ядовито хихикну. И ведь не юмор это! Читаю в мемуарах одного адмирала – американский авианосец, это тевтонский рыцарь в доспехах, предназначенный для террористических ударов, а российский авианосец, это русский витязь в кольчуге, предназначенный … для чего он там предназначен, адмирал так и не определился, уж больно духовно. Но явно не для того, для чего строятся американские носители мракобесия. Господа, патриотизм это конечно, хорошо, но шизофрения при этом отнюдь не обязательна.
Представляют ли ВМС Запада угрозу мировому судоходству вообще и российскому в частности? Например, осенью прошлого года, перед отправкой нашей АУГ в Средиземноморье, военно-морским начальством было сказано, что этот поход и дальнейшие походы такого рода, призван обеспечить безопасность судоходства в Северной Атлантике. Господа, любая льдина в Северной Атлантике опаснее НАТО и ВМС Запада, вообще кого бы то ни было. От кого надо защищать судоходство в Северной Атлантике, поясните? У-боты немецкие поднялись со дна и взялись за старое? В Гренландии и норвежских фьордах зашевелились викинги, снаряжая драккары? Что за бред? Спросите-ж вы, наконец, у нашего отечественного торгового судоходства, нужна ли им защита, а если да, то где и от кого? Между прочим, этот поход начался, если кто помнит, с некрасивого инцидента – самолеты с Кузнецова распугали рейсовые норвежские вертолеты, обслуживающие нефтяные платформы на шельфе. ВМФ моментально заявил, что законов и границ не нарушал. Ну да, не нарушал. Но морскую культуру – нарушил. И если кто скажет, что это было не то и не так и что наш военный моряк, это образец культуры, то общественность – проглотит, а торговый моряк нет. Есть у нас такая поговорка – бойся в море рыбака и военного моряка. Помню, на траверсе Петропавловска идем себе мимо, груженые бензином, керосином и каким-то ракетным для вояк топливом. Ночь глаза выколи. Вдруг болтавшийся справа в дрейфе непонятный обьект с ходовыми, но без прочего единого огонька, явно вояка, вдруг резко дает ход и проскакивает в метрах у нас по носу. Затем обратно. Мы изматерились по УКВ, пока наконец, что-то хриплое нам не объяснило, что они тут задачу отрабатывают. Никаких учений и никаких квадратов – пират какой-то, мать его. Что это за детсад такой? Этим грешат не только наши военные, но и прочие тоже. Военные считают себя солью земли (или моря), а нас, всех прочих, вторым сортом. Лично я считаю наоборот. Кто строит и сеет, перевозит и торгует, лечит и кует, тот и соль, а все остальные – в той или иной мере нахлебники. Кто, короче, платит, тот и музыку заказывает, и не военным надо определять ихние стратегические задачи и цели, а тем, кто их содержит. Тактика и техника осуществления этих поставленных им целей – да, их дело. Но не более.
Кстати замечу – не надо приплетать к защите торгового судоходства рыболовство. Это совсем другие песни. Рыбные войны идут постоянно, воюют все против всех. Члены НАТО грызутся между собой и с не членами, не члены тоже не отстают, нет там ни идеологий, ни политических группировок или интересов. За рыбу бьются не менее зло и отчаянно, чем за нефть.
Если говорить о защите нашего отечественного судоходства и нашего отечественного судовладельца, то